"Взаимодействие с родителями"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Червоткина Галина Николаевна

Программа взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.rodit_.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол № ____ от «___»________20___г.

Утверждено

 заведующий МБДОУ д/с № 35

_________Е. С. Сморкалова

Приказ № ___ от «___»_________20___г.

Программа

 взаимодействия ДОО с семьями воспитанников

на 2014- 2015 учебный год.

Подготовительная

 к школе группа

 «Фантазёры».

Воспитатель:  Червоткина Галина Николаевна

2014 г.

Пояснительная записка.

«Семья - это самое главное педагогическое учреждение,

воспитывающее живым делом, а не словами…»
П.Ф. Каптерев

Для растущего человека первой школа является семья. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

    В  документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается  обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия  с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В дошкольном учреждении № 35 ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Программа в соответствии с ФГОС (от 1 января 2014г.) предполагает взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и обучения детей:

пункт 1.2 (2) Предусматривается личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

пункт 1.4 Основными принципами дошкольного образования является:

(5) сотрудничество Организации с семьёй;

(6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Предполагается:

пункт 1.6 (9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

пункт 1.7 (6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

пункт 2.11 (2в) Учитываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

пункт 3.1.6 Созданы условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

пункт 3.2.1 (8) Обеспечены условия для поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

пункт 3.2.3 (1) При реализации Программы может проводиться

оценка индивидуального развития ребенка. При этом участие ребёнка

в психологической диагностике допускается только с согласия его  родителей (законных представителей).

пункт 3.2.5 (5) Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного

возраста,  предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка,

непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

пункт 3.2.6 (2) В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).

пункт 3.2.8 Организация должна создавать возможности:

(1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

(3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В разделе о требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (пункт 4.4 ( г) указано, что данные требования являются ориентирами для информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

В соответствии с указанными пунктами ФГОС ДО выстроена программа взаимодействия с родителями в нашей группе.

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии,  в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения  культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГОС,  тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.

Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи. Сплочение родителей и педагогов ДОО и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров. 

Задачи:

1. Вовлекать семью в единое образовательное пространство.

2. Расширять  воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений в воспитании детей.

3. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

4. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

5. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

6. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Для решения поставленных задач на начало учебного года был составлен план работы с родителями.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия ( без этого не возможно наладить отношения с родителями)
  1. Принцип согласованности действий.
  2. Принцип интеграции.
  3. Принцип самообучения и самовоспитания.
  4. Принцип ненавязчивости.
  5. Индивидуальный подход.
  6. Принцип безусловного принятия.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Коллективные.

2. Индивидуальные.

3. Наглядно – информационные.

Инновационные формы и методы работы с семьей:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей;

- семейные спортивные встречи;

- семейные проекты;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительский день в детском саду;

 - вечер вопросов и ответов;

- сайт МБДОУ № 35(публичный отчет, самообследование и др.);

- аукцион секретов воспитания и др.

Ожидаемые результаты:

  • Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и партнёрских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников.
  • Развитие творческого взаимодействия педагогов, родителей и детей.
  • Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
  • Укрепление детско – родительских отношений.
  • Актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста.
  • Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону
  • Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности
  • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей
  • Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать

            Мероприятия

Сентябрь.

    Октябрь.

    Ноябрь.

    Декабрь.

Январь.

Февраль

Март.

Апрель.

Май.

Родительские

собрания.

«Задачи и направления воспитательно-образовательной работы группы на учебный год».

Нетрадиционные виды рукоделия в детском саду(с использованием ИКТ).

Кризис 7 лет: особенности и тактика поведения.

Итоговое родительское  собрание.

Консультации.

Газета для родителей « Дружная семейка».

Папка-передвижка    «Папа и его воспитательная роль в семье».

«Воспитаем творческую личность».

Гиперактивный ребёнок и тактика поведения с ним.

Развитие самостоятельности у старшего дошкольника.

Готовность ребёнка к школе.

Игры и упражнения в развитии памяти.

Консультации по запросам родителей.

Подготовка к школе: на что направить усилия?

Готовим к школе маму.

Бисероплетение для дошкольников.

Как помочь застенчивому ребёнку.

О пользе чтения в подготовке к школе.

Беседа по текущей деятельности.

Рекомендации

по развитию у детей фонематического слуха.

Беседы с родителями на тему: « Как рассмотреть рисунок ребёнка».

Рекомендации родителям по математике.

Рекомендации  для родителей по теме недели.

Беседы с родителями об успехах детей.

Рекомендации «Учим играя».

Рекомендации родителям по обучению чтению.

Беседы о подготовке к выпускному.

Информация в родительском уголке.

Консультация мед. сестры

«Профилактика против гриппа»

Советы логопеда.

Информация о текущей деятельности.

«Игра дошкольника-это серьёзно».

Развивая творчество- открываем мир.

Советы логопеда.

Информация о текущей деятельности.

Памятки, стихи.

Заучивание стихов об овощах, фруктах, осени и школе.

Стихи о хлебе, домашних и диких животных.

Стихи и загадки о различных видах транспорта.

Стихи к Новому году.

Заучивание стихов к 23 февраля.

Заучивание стихов к празднику 8 Марта.

Заучивание стихов к Дню смеха, к Дню Космонавтики.

Заучивание стихов к выпускному .

Анкетирование.

Анкета

 «Общие сведения о развитии и воспитании ребёнка».

Анкета

«Взаимоотношения родителей с педагогами».

Анкета

«Ваше мнение о работе детского сада».

Совместная деятельность родителей и детей.

Изготовление поделок к конкурсу овощей и ко Дню воспитателя.

Заучивание стихов, загадок по темам недели. Подготовка к утреннику.

Совместная подготовка к Новогоднему утреннику.

Мастер-класс «Посиди со мной вечерок-возьми в руки бисерок».

Подготовка к празднику 23 февраля.

Совместная подготовка к утреннику 8 Марта.

Совместная подготовка к выпускному вечеру.

День открытых дверей.

Посещение занятий, режимных моментов.

Посещение занятий, режимных моментов.

Праздники и развлечения.

День Знаний.

Осенний карнавал.

Новогодний утренник.

Утренник к 23 февраля.

Праздник мам.

День смеха.

Выпускной вечер.

Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС)

В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ   с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья -детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

Кроме того, согласно новому закону об образовании родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, мы  используем  различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Для более эффективного сотрудничества с родителями, мы проводим анкетирование  и составляем социологический портрет семей. Строим работу с семьёй, исходя из данных, которые  позволяют выявить статус родителей, уровень образования  и степень благополучия. Эти данные позволяют  нам грамотно выстроить работу по взаимодействию  с  родителями, выбрать наиболее эффективные формы  сотрудничества.

В этом году контингент родителей таков он представлен диаграммой.

Таблица.

Проведя социологический  опрос , мы ставим на этот год такую цель:

С целью эффективного взаимодействия с родителями нами была разработана программа «Детский сад + семья».

Цель программы: Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития в вопросах развития любознательности, инициативы и самостоятельности, как фактора подготовки ребёнка к школе.

Задачи программы:

1. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья – ДОУ».

3. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями.

4.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.

2. Гармонизация детско-родительских отношений.

Принципы взаимодействия дошкольного коллектива с родителями:

- принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;

-принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;

- принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.

- принцип непрерывности преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;

- принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы

       Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителями и педагогическим коллективом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...