"Взаимодействие с родителями"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол № ____ от «___»________20___г.
Утверждено
заведующий МБДОУ д/с № 35
_________Е. С. Сморкалова
Приказ № ___ от «___»_________20___г.
Программа
взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
на 2014- 2015 учебный год.
Подготовительная
к школе группа
«Фантазёры».
Воспитатель: Червоткина Галина Николаевна
2014 г.
Пояснительная записка.
«Семья - это самое главное педагогическое учреждение,
воспитывающее живым делом, а не словами…»
П.Ф. Каптерев
Для растущего человека первой школа является семья. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В дошкольном учреждении № 35 ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Программа в соответствии с ФГОС (от 1 января 2014г.) предполагает взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и обучения детей:
пункт 1.2 (2) Предусматривается личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
пункт 1.4 Основными принципами дошкольного образования является:
(5) сотрудничество Организации с семьёй;
(6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Предполагается:
пункт 1.6 (9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
пункт 1.7 (6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
пункт 2.11 (2в) Учитываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
пункт 3.1.6 Созданы условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
пункт 3.2.1 (8) Обеспечены условия для поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
пункт 3.2.3 (1) При реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития ребенка. При этом участие ребёнка
в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
пункт 3.2.5 (5) Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного
возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
пункт 3.2.6 (2) В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
пункт 3.2.8 Организация должна создавать возможности:
(1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
(3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В разделе о требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (пункт 4.4 ( г) указано, что данные требования являются ориентирами для информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В соответствии с указанными пунктами ФГОС ДО выстроена программа взаимодействия с родителями в нашей группе.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГОС, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Сплочение родителей и педагогов ДОО и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Задачи:
1. Вовлекать семью в единое образовательное пространство.
2. Расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений в воспитании детей.
3. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
4. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
5. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
6. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Для решения поставленных задач на начало учебного года был составлен план работы с родителями.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия ( без этого не возможно наладить отношения с родителями)
- Принцип согласованности действий.
- Принцип интеграции.
- Принцип самообучения и самовоспитания.
- Принцип ненавязчивости.
- Индивидуальный подход.
- Принцип безусловного принятия.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
1. Коллективные.
2. Индивидуальные.
3. Наглядно – информационные.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей;
- семейные спортивные встречи;
- семейные проекты;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительский день в детском саду;
- вечер вопросов и ответов;
- сайт МБДОУ № 35(публичный отчет, самообследование и др.);
- аукцион секретов воспитания и др.
Ожидаемые результаты:
- Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и партнёрских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников.
- Развитие творческого взаимодействия педагогов, родителей и детей.
- Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
- Укрепление детско – родительских отношений.
- Актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать
Мероприятия | Сентябрь. | Октябрь. | Ноябрь. | Декабрь. | Январь. | Февраль | Март. | Апрель. | Май. | ||||||
Родительские собрания. | «Задачи и направления воспитательно-образовательной работы группы на учебный год». | Нетрадиционные виды рукоделия в детском саду(с использованием ИКТ). | Кризис 7 лет: особенности и тактика поведения. | Итоговое родительское собрание. | |||||||||||
Консультации. | Газета для родителей « Дружная семейка». | Папка-передвижка «Папа и его воспитательная роль в семье». | «Воспитаем творческую личность». | Гиперактивный ребёнок и тактика поведения с ним. | Развитие самостоятельности у старшего дошкольника. | Готовность ребёнка к школе. | Игры и упражнения в развитии памяти. | ||||||||
Консультации по запросам родителей. | Подготовка к школе: на что направить усилия? | Готовим к школе маму. | Бисероплетение для дошкольников. | Как помочь застенчивому ребёнку. | О пользе чтения в подготовке к школе. | ||||||||||
Беседа по текущей деятельности. | Рекомендации по развитию у детей фонематического слуха. | Беседы с родителями на тему: « Как рассмотреть рисунок ребёнка». | Рекомендации родителям по математике. | Рекомендации для родителей по теме недели. | Беседы с родителями об успехах детей. | Рекомендации «Учим играя». | Рекомендации родителям по обучению чтению. | Беседы о подготовке к выпускному. | |||||||
Информация в родительском уголке. | Консультация мед. сестры «Профилактика против гриппа» | Советы логопеда. | Информация о текущей деятельности. | «Игра дошкольника-это серьёзно». | Развивая творчество- открываем мир. | Советы логопеда. | Информация о текущей деятельности. | ||||||||
Памятки, стихи. | Заучивание стихов об овощах, фруктах, осени и школе. | Стихи о хлебе, домашних и диких животных. | Стихи и загадки о различных видах транспорта. | Стихи к Новому году. | Заучивание стихов к 23 февраля. | Заучивание стихов к празднику 8 Марта. | Заучивание стихов к Дню смеха, к Дню Космонавтики. | Заучивание стихов к выпускному . | |||||||
Анкетирование. | Анкета «Общие сведения о развитии и воспитании ребёнка». | Анкета «Взаимоотношения родителей с педагогами». | Анкета «Ваше мнение о работе детского сада». | ||||||||||||
Совместная деятельность родителей и детей. | Изготовление поделок к конкурсу овощей и ко Дню воспитателя. | Заучивание стихов, загадок по темам недели. Подготовка к утреннику. | Совместная подготовка к Новогоднему утреннику. | Мастер-класс «Посиди со мной вечерок-возьми в руки бисерок». | Подготовка к празднику 23 февраля. | Совместная подготовка к утреннику 8 Марта. | Совместная подготовка к выпускному вечеру. | ||||||||
День открытых дверей. | Посещение занятий, режимных моментов. | Посещение занятий, режимных моментов. | |||||||||||||
Праздники и развлечения. | День Знаний. | Осенний карнавал. | Новогодний утренник. | Утренник к 23 февраля. | Праздник мам. | День смеха. | Выпускной вечер. |
Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС)
В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья -детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.
Кроме того, согласно новому закону об образовании родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, мы используем различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Для более эффективного сотрудничества с родителями, мы проводим анкетирование и составляем социологический портрет семей. Строим работу с семьёй, исходя из данных, которые позволяют выявить статус родителей, уровень образования и степень благополучия. Эти данные позволяют нам грамотно выстроить работу по взаимодействию с родителями, выбрать наиболее эффективные формы сотрудничества.
В этом году контингент родителей таков он представлен диаграммой.
Таблица.
Проведя социологический опрос , мы ставим на этот год такую цель:
С целью эффективного взаимодействия с родителями нами была разработана программа «Детский сад + семья».
Цель программы: Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития в вопросах развития любознательности, инициативы и самостоятельности, как фактора подготовки ребёнка к школе.
Задачи программы:
1. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья – ДОУ».
3. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями.
4.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.
2. Гармонизация детско-родительских отношений.
Принципы взаимодействия дошкольного коллектива с родителями:
- принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
-принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
- принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
- принцип непрерывности преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
- принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы
Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителями и педагогическим коллективом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей (памятка для воспитателей). Взаимодействие с семьей Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями: • «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»? • «Как п
Взаимодействие с семьейМы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:·«Как найти подход к молодым современны...
«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.
Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...
Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями
Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...