Требования к устной речи ребёнка, поступающего в первый класс.
консультация (подготовительная группа) по теме

Мокшина Ольга Игоревна

В условиях дошкольного учреждения не всегда предоставляется возможность расширить и закрепить полученные знания в свободной деятельности детей. Влияние семьи в данном случае играет гораздо более важную роль — именно родители могут и должны создать все необходимые условия для закрепления усвоенных в детском саду речевых навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к устной речи, ребенка, поступающего в 1 класс.

Какие стороны речи должны быть сформированы

Ребенок должен уметь

Последствия несформированности различных сторон речи

1.

 Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2.

Звуковая сторона речи

  •  правильно произносить все звуки речи;
  • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
  • говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

Незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

3.

Функции языкового анализа

  • делить предложения на слова;
  • делить слова на слоги;
  • уметь выделять все звуки в словах;
  • устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

  • слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
  • пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
  • пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
  • перестановки букв (комната – «конмата»).

4.

Лексическая сторона речи (словарный запас)

  • точно подбирать слова;
  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
  • употреблять сложные слова (например: длинноногий);
  • пользоваться эпитетами (например: чистое поле); 
  • подбирать метафоры (например: туча комаров);
  • использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
  • подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5.

Грамматическая сторона речи:

а) навыки словоизменения;

б) навыки словообразования.

  • изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
  • употреблять различные предлоги;
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
  • согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей, один врач – пять врачей);
  • правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
  • - образовывать название детенышей животных;
  • - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

  • ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);
  • пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
  • ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
  • замены суффиксов (козлята – «козленки»);
  • замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6.

Связная речь

  • свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
  • рассказывать о пережитых событиях;
  • пересказывать содержание сказки, рассказа;
  • описывать окружающие предметы;
  • раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к устной речи, ребенка старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Время появления звуков (возраст) 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5 – 7 лет Звуки А, О, Э П, Б, М И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, Г, К, Х, Й С, З, Ц Ш, Ж, Ч, Щ Р, Л. П римерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Слайд 3

Причины речевых нарушений Нарушения в строении артикуляционного аппарата. Заболевания нервной системы (следствие родовых травм, которые и ведут к поражению речевых зон в коре головного мозга (даже точечных). Это в свою очередь влияет на работу отдельных органов, в том числе и языка.

Слайд 4

Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы развить у ребенка устную речь.

Слайд 5

Слушать и слышать других Трудности в усвоении материала, предъявляемого педагогом устно.

Слайд 6

Звуковая сторона речи правильно произносить все звуки речи; четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью ( например: мотоциклист, регулировщик, термометр ); говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Слайд 7

Фонематическое процессы Фонематический слух - способность слышать, воспринимать и различать звуки. БУДУЩЕЕ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ДЕТЕЙ Фонематическое восприятие умение определять последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; подсчет количества звуков в слове .

Слайд 8

Выделить на слух слово с заданным звуком; Придумать слова на заданный звук; Найти предметы на заданный звук; Назвать первый гласный в словах типа: АНЯ, ОЛЯ, АЗБУКА, УТКА ; Назвать последний согласный в словах типа: МАК, ДОМ, КОТ, НОС ; Назвать первый согласный в словах типа: ПОЛ, ВОДА, МАШИНА ; Определить последовательность звуков в словах из трёх звуков: СОМ, ДЫМ,ИВА. Определить количество звуков в словах из трёх звуков. Определить место звука в слове (начало, середина или конец) СОЛНЦЕ МОСТ НОС К концу года дети должны уметь:

Слайд 9

Лексическая сторона речи (словарный запас) Т очно подбирать слова; Я сно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; Дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); У потреблять сложные слова (например: длинноногий); Употреблять в речи глаголы ( листья – падают, кружатся, желтеют, ложатся, засыхают). П одбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Подбирать антонимы (высокий – низкий, ясный – пасмурный )

Слайд 10

Грамматическая сторона речи: а) Навыки словоизменения б) Навыки словообразования изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); употреблять различные предлоги; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.); образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи) ; образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел) ; образовывать название детенышей животных; образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

Слайд 11

Игры, способствующие развитию грамматического строя Н азвать предметы зеленого цвета, затем это будет красный, синий и т. д. ( ЗЕЛЕНЫЙ КУСТ, ЗЕЛЕНАЯ ТРАВА, ЗЕЛЕНОЕ ДЕРЕВО и т. д.). Посчитать автомобили: ОДНА МАШИНА, ДВЕ МАШИНЫ….. ПЯТЬ МАШИН и т. д. или это будут деревья, дома, прохожие. Идя домой попросите ребёнка:

Слайд 12

Игры на кухне: Каша из риса (гречки, пшена, манки, овса) КАКАЯ? Отвар из этих же круп, КАКОЙ? Найди на кухне круглые предметы, вспомни вкусные слова, назови посуду, мебель, перечисли, что кладут в борщ, винегрет, солянку; найди соленые, кислые, сладкие, горькие, свежие слова)

Слайд 13

Связная речь свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях; пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы; раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс.Советы логопеда.

Материал составлен учителями-логопедами Гоевой И.В. и Тагай Л.В.Источник: http://1259.ru/docs/Trebovanija_Trebovanija_k_ustnoi_rechi_rebenka_pos.pdf...

Требования к устной речи ребенка,поступающего в первый класс

Требования к устной речи ребенка, поступающего в первый класс...

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

Консультация для родителей на тему "Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс"....

Консультирование для родителей "Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс".

Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится н...

Консультация для родителей на тему: "Что должен знать ребёнок, поступающий в первый класс?"

Данная статья поможет Вам узнать и определить уровень развития вашего ребёнка, а именно, что должен знать и уметь делать Ваш ребёнок в возрасте 6 лет....

Требования к речи ребенка, поступающего в 1 класс

Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Задача взрослых- сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой усной речью. Что же конк...