Дети с задержкой психического развития.
консультация (старшая группа) на тему

Киричек Марина Николаевна

Задержка психического развития у детей является сложным нарушением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с задержкой психического развития.    

         Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

           ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка  между нормой и патологией. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.

         Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка.

        Причины ЗПР: 

1. Биологические:  патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;  недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; генетическая обусловленность.

2. Социальные:  длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

          Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

          Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

           Незрелость эмоционально-волевой сферы: отсутствие живости и яркости эмоций, слабая воля и слабая заинтересованность в оценке своей деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации.

         Нарушения внимания: может сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

           Для детей с ЗПР характерна рассеянность внимания. Они не способны удерживать его достаточно длительное время, быстро переключать внимание с одного задания на другое.   У них повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость, истощаемость,  неустойчивость и сниженная концентрация внимания.

               Память детей с ЗПР: ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания; неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР.

              Сенсорное развитие:  процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

            Эталонные представления не формируются своевременно. Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений.      

               У детей с ЗПР ограниченный  запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.              

              Мыслительная деятельность: отставание на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций.

           К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.

             Особенности развития общей и  тонкой моторики: страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики.

             Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

             Особенности речевого развития детей с ЗПР:  Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. У многих детей с ЗПР дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия.   Такие  дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. Поэтому, наряду с учителем-дефектологом с каждой группой детей работает логопед.

              Педагогическая запущенность: может быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости.

            Таким образом, задержка психического развития рассматривается как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений. Процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода, для этого  необходимы специальные психолого-педагогические условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...

Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»

Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...