Звуки речи
консультация на тему

Лемешкова Алла Анатольевна

Статья "звуки речи" поможет родителям правильно организовать работу с ребенком  по зуковой культуре речи, поможет научиться вместе с ребенком звуковому анализу слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_rechi_11.docx13.74 КБ

Предварительный просмотр:

                              Звуки речи.

Для воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание, уделяя произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К 5 годам ребенок может правильно произносить все звуки.

    С малышом этого возраста уже надо произносить упражнения по звуковому анализу слова, - это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в  произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

    Приведу пример занятия, цель которого – помочь выработать выработать у ребенка правильное произношение звука ш, развить речевой слух.

    Для занятия подготавливают игрушки (или картинки , или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при попарном их предъявлении в названии одного предмета был звук ш, а в названии другого – не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук ш.

  - Послушай стихотворение и скажи, какой звук здесь чаще всего повторяется?

    Взрослый читает стихотворение, выделяя голосом звук ш ( произносит его протяжнее, громче):

                                   Мышонку шепчет мышь:

                                   «Ты всё шуршишь, шуршишь!»

                                    Мышонок шепчет мыши:

                                  « Шуршать я буду тише»

- Так какой же звук чаще всего повторяется?

- Звук ш.

- Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперёд. (Показывает , в каком положении находится язык и губы) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук ш .

        Ребенок произносит звук ш, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.

      - А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук ш. Если ты правильно произнесешь звук ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи как шипит змея.

- Змея шипит: ш-ш-ш.

- А теперь послушай,  как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. ( произносит протяжно звук ш ) А теперь ты скажи , как шумят листья.

        Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук ш, откладываются отдельно.

         Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами( вишня-слива, груша-яблоко, лошадь-корова) и предлагает ребёнку назвать те предметы, в названии которых есть звук ш ( вишня, груша, лошадь).

Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук ш.

Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком (« Разве в этом слове есть звук ш?)

Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.

                                    Тише,  мыши !

                                    Кот на крыше!

 

                                    Не найду я ушки

                                    У нашей лягушки.

                                    Петушок, петушок.

                                    Золотой гребешок,

                                    Масляна головушка,

                                    Шелкова бородушка!

                                     Что ты рано встаешь,

                                     Голосисто поешь,

                                     Маше спать не даешь!

  Можно предложить и загадки, например

                                     Скачет зверушка,

                                      Не рот,  а ловушка.

                                      Попадут в ловушку

                                      И комар, и мушка.

Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.

    Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами ( «Гуси-гуси» - народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»).

Государственное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №49 Колпинского района Санкт-Петербурга

Звуки речи.

Консультация для родителей.

                                                               Составила воспитатель: Лемешкова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Сь")

Автоматизация проводится в слошах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Помимо этого подобраны чистоговорки, скороговорки, стихи на заданный звук....

Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Ль")

Картотека материалов для автоматизации звука "Ль" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, стихах, скороговорках, чистоговорках, загадках....

Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Р")

Представлена картотека материалов по автоматизации звука "Р" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, скороговорках, чистоговорках, стихах, загадках....

Речевой материал по закреплению звуков речи по книге Богомоловой А.И. разбитый на звуки

Удобно пользоваться, когда необходим материал на один звуки или группу звуков....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе ДОУ на тему «Мир звуков. Звуки речи.»

Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью.  Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц].     Задачи.    Образовательные: Актуализация представл...