Звуки речи
консультация на тему
Статья "звуки речи" поможет родителям правильно организовать работу с ребенком по зуковой культуре речи, поможет научиться вместе с ребенком звуковому анализу слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_rechi_11.docx | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Для воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание, уделяя произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К 5 годам ребенок может правильно произносить все звуки.
С малышом этого возраста уже надо произносить упражнения по звуковому анализу слова, - это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.
Приведу пример занятия, цель которого – помочь выработать выработать у ребенка правильное произношение звука ш, развить речевой слух.
Для занятия подготавливают игрушки (или картинки , или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при попарном их предъявлении в названии одного предмета был звук ш, а в названии другого – не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук ш.
- Послушай стихотворение и скажи, какой звук здесь чаще всего повторяется?
Взрослый читает стихотворение, выделяя голосом звук ш ( произносит его протяжнее, громче):
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
« Шуршать я буду тише»
- Так какой же звук чаще всего повторяется?
- Звук ш.
- Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперёд. (Показывает , в каком положении находится язык и губы) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук ш .
Ребенок произносит звук ш, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.
- А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук ш. Если ты правильно произнесешь звук ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи как шипит змея.
- Змея шипит: ш-ш-ш.
- А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. ( произносит протяжно звук ш ) А теперь ты скажи , как шумят листья.
Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук ш, откладываются отдельно.
Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами( вишня-слива, груша-яблоко, лошадь-корова) и предлагает ребёнку назвать те предметы, в названии которых есть звук ш ( вишня, груша, лошадь).
Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук ш.
Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком (« Разве в этом слове есть звук ш?)
Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.
Тише, мыши !
Кот на крыше!
Не найду я ушки
У нашей лягушки.
Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Маше спать не даешь!
Можно предложить и загадки, например
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.
Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами ( «Гуси-гуси» - народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»).
Государственное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №49 Колпинского района Санкт-Петербурга
Звуки речи.
Консультация для родителей.
Составила воспитатель: Лемешкова А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Сь")
Автоматизация проводится в слошах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Помимо этого подобраны чистоговорки, скороговорки, стихи на заданный звук....
Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Ль")
Картотека материалов для автоматизации звука "Ль" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, стихах, скороговорках, чистоговорках, загадках....
Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Р")
Представлена картотека материалов по автоматизации звука "Р" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, скороговорках, чистоговорках, стихах, загадках....
Речевой материал по закреплению звуков речи по книге Богомоловой А.И. разбитый на звуки
Удобно пользоваться, когда необходим материал на один звуки или группу звуков....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе ДОУ на тему «Мир звуков. Звуки речи.»
Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц]. Задачи. Образовательные: Актуализация представл...