Взаимодействие с родителями детей с ЗПР в целях адаптации к меняющимся условиям жизни
статья на тему

Раткевич Лариса Александровна

Работа с родителями, в условиях детского сада, чрезвычайно важна для успешной помощи детям с задержкой психического развития (далее ЗПР). Только вместе с родителями мы можем получить хорошие результаты коррекционной и реабилитационной работы с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями детей с ЗПР в целях адаптации к меняющимся условиям жизни

Работа с родителями, в условиях детского сада, чрезвычайно важна для успешной помощи детям с задержкой психического развития (далее ЗПР). Только вместе с родителями мы можем получить хорошие результаты коррекционной и реабилитационной работы с ребёнком.

Не  всегда родители осознают те проблемы, которые имеются у детей; не  всегда адекватно оценивают возможности своего ребёнка. Но каждая семья, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. Педагогу в детском саду необходимо прежде всего привлечь родителя к сотрудничеству, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов, доброжелательно объяснить проблемы ребёнка, обозначить пути их решения.

Для более успешного сотрудничества педагогов с родителями в детском саду используются различные формы работы: родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование, консультирование, наглядность и т.д. Наиболее используемая форма работы – это наглядная информация. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован. Информация даётся крупным печатным шрифтом и регулярно обновляется в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.

Информационные стенды в нашем саду находятся в групповой раздевальной комнате, их несколько. Один стенд оформляется в соответствии с задачами и планом работы на месяц, определяемые методистом детского сада. На втором стенде помещается информация, значимая для данной группы. Информационный стенд может иметь не меняющийся за годы нахождения детей в детском саду заголовок. Например, “Как я расту”. Учитель-дефектолог и воспитатели группы для детей с особенностями развития работают в тесном контакте, обсуждая информацию, которая будет находиться на стенде. Родители в силу своей занятости или иных причин не всегда могут поговорить с другими специалистами и педагогами детского сада. Начиная с младшей группы знакомим их на первом родительском собрании с “Тетрадью взаимодействия родителей с педагогами и специалистами детского сада”. В этой тетради родитель может записать и адресовать свой вопрос воспитателю, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, педагогу по физической культуре и др. Ответы на вопросы родителей оформляются и вывешиваются на стенд в течение недели. Кроме вопросов, записанных родителями в тетрадь, есть темы общие для данного возраста детей. Так, например, в младшей группе мы в начале года знакомим родителей с возрастными особенностями психического и физического развития детей 3-4 лет. Учитывая особенности развития данной возрастной группы, на стенд помещается следующая тематическая информация:

  • “Я сам!”, где родителям рассказывается о том, что к трём годам у ребёнка появляются личные желания, исходящие от него самого и не всегда совпадающие с намерениями взрослого, что малыш пытается всё сделать сам, у него появляются новые мотивы поведения, стремление проверить свои возможности и узнать новое об окружающем мире. Мы объясняем родителям, как лучше взаимодействовать с ребёнком в данный период времени и направлять его любознательность в нужное русло. Тем более, что у ребёнка с ЗПР в период проявления такой самостоятельности и активности чаще, чем у нормально развивающихся детей появляется упрямство, непокорность, негативизм, капризы, аффективные реакции;
  • “Я большой!”, рассказываем о том, что взрослый становиться для ребёнка образцом для подражания. Малыш стремится к тому, чтобы быть взрослым, выполнять всё, как взрослый. Но постепенно он начинает понимать, что быть взрослым (большим) нелегко: нужно самому убирать за собой игрушки, не ссориться с друзьями, не капризничать, т.е. вести себя в соответствии с определёнными нормами. Родителям объясняется, что в такой момент ребёнку нужна опора и поддержка, доброжелательная, заинтересованная и в то же время объективная оценка достигнутого результата;
  • “Игры и игрушки для детей 3-4 лет”, здесь мы рекомендуем не только те игры и игрушки, которые подходят данному возрасту, но и помогающие осуществлять коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей (шнуровки, мозаики, пазлы, игрушки-вкладыши, разрезные картинки и др.).
  • Темы и их содержание могут быть дополнены педагогами. Если мы не можем поместить на стенд всю информацию по какой-либо теме, её более подробно раскрываем на родительском собрании или на консультации. В течение года нами используется 7-8 актуальных для группы тем:
  • Родительские заповеди”;
  • “Если ребёнок плохо ест”;
  • “Как преодолеть капризы?”;
  • “Что делать, если ребёнок ругается?”;
  • “Секреты воспитания вежливого ребёнка”;
  • “Как воспитывать у детей самостоятельность”;
  • “Советы родителям, чьи дети страдают истериками” и др.

Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР.

 В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

По мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает ″нормальное врастание ребенка в культуру″.

Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:

1. В отличие от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.

2. Взрослые способны оценивать социальные нормы. Критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.

3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований.

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых – комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

Важным этапом на пути становления социального познания ребенка становится переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу.

В настоящее время задачи социального развития детей решаются через осознание взаимосвязей с воспитанием и обучением.

Таким образом, процесс социализации дошкольников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.

Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения.  Здесь ребенок знакомится с трудовыми навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок учится уважать труд родителей, родственников, других людей.

Семья способствует самоидентификации детей, помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности.

Адаптация к социуму требует от ребенка подчинения своих индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация – это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует умения замечать, распознавать состояние другого, владения "языком" эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.

В условиях современного воспитания важно, чтобы воспитатель осознавал себя в качестве агента социализации. Именно воспитатель, проявляя себя агентом социализации, демонстрирует детям ожидания ближайшего социального окружения, создает условия для добровольного воспроизводства ими социальных связей и отношений.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс социализации предполагает реализацию комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь всех структурных компонентов:

- сохранение семейных ценностей и установок;

- осуществление гендерного подхода в воспитании и образовании;

- создание условий для успешной адаптации ребенка к социальному миру;

- организация разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;

- приобщение ребенка к ″всеобщему социальному″ и постепенное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

- осознание и реализация социализирующей сущности воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями детей с ЗПР в целях адаптации к меняющимся условиям жизни

Не  всегда родители осознают те проблемы, которые имеются у детей; не  всегда адекватно оценивают возможности своего ребёнка. Но каждая семья, в силу разных обстоятельств и пусть в разной ст...

Статья "Взаимодействие с родителями детей как условие успешной адаптации к ДОУ"

Все мы знаем как тяжело дети переживают адаптацию. И мы, воспитатели, стараемся облегчить детям этот трудный период. Но есть еще и родители, которые тоже переживают процесс адаптации не легче детей. К...

Презентация "Взаимодействие с родителями детей как условие успешной адаптации к ДОУ"

Очень труден период адаптации. Посмотрите мою презентацию и вы наглядно  поймете как через взаимодействие с родителями легче прожить деткам этот период....

Исследовательский проект «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации»

Исследовательский проект на тему "Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации"Проект включает в себя 3 этапа. Также, прилагается анкетирование родителей, приложения с играми ...