Комплекс мероприятий процесса социальной адаптации ребенка к условиям ДОУ для детей раннего или дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему
Комплекс мероприятий процесса социальной адаптации ребенка к условиям ДОУ для детей раннего или дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_po_adaptatsii.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс мероприятий процесса социальной адаптации ребенка к условиям ДОО для детей раннего или дошкольного возраста.
Дидактические, подвижные, пальчиковые игры:
«Ласковое имя»
Цель: помочь детям запомнить имена друг друга и установить контакт.
Ход игры: для детей младшего возраста – мы будем бросать мяч друг другу и скажем как нас зовут (если ребёнок не говорит, то помогает взрослый);
Для детей старшего возраста – вспомните, как вас зовут дома. Мы будем бросать мяч друг другу. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имен. Но важно не только назвать своё имя, но и запомнить каждого у нас, к кому попадёт мяч.
«Ладонь на ладонь»
Цель: развивать умение согласовывать действия с партнёром.
Ход игры: дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может сооруженная ребёнком гора или река (детям младшего возраста этого не делать). В игре может участвовать взрослый-ребёнок.
«Сороконожка»
Цель: развивать умение согласовывать действия с партнёром.
Ход игры: в гости приходит зайчиха Ляля и что-то говорит взрослому на ушко, который сообщает детям, что зайчиха очень хочет поиграть. А вы хотите поиграть?
Все участники встают «паровозиком», держась друг за друга. Впереди взрослый, который держит Лялю. Сороконожка начинает передвигаться по комнате и находит разноцветные мячи. – Посмотрите, сколько здесь разноцветных мячиков. Вот красный (показывает красный мяч), вот синий (показывает синий мяч), а это желтый (показывает). Красный мяч я дам Маше, синий - Диме (раздаем мячи) давайте поиграем мячами (дети вместе с зайчихой играют мячами). Ой, а где же наша сороконожка? Убежала? (снова все встают «паровозиком»).
«Зайка серенький сидит...»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: взрослый рассказывает стихотворение и показывает действия руками. Затем дети повторяют за взрослым.
Зайка серенький сидит и ушами шевели Сжимаем и разжимаем пальцы на руках
Вот так, вот так и ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, Прижимаем руки к груди и делаем как будто нам холодно
Н адо лапочки погреть Гладим руки по тыльной стороне.
Вот так, вот так надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять, Прижимаем руки к груди и делаем как будто нам холодно
Надо зайке поскакать Скачем на месте
Зайку волк испугал,
Зайка тут же убежал. Прячем глаза руками
«Солнце или дождик?»
Цель: развивать внимание детей, умение действовать по команде.
Ход игры: цветы разложены на полу, у взрослого в руках зонтик.
- Дети мы сейчас с вами пойдём гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы (дети ходят по комнате, собирают цветы). Взрослый начинает стучать в бубен.
- Ой, дождик пошёл, бегите под зонтик, а то намочите ножки!
Игра повторяется несколько раз.
«Матрёшка»
Цель: развивать мышление
Ход игры: мы сейчас построим из кубиков лесенку, а на самую верхнюю ступеньку поставим матрёшку.
- Помогите матрёшке спуститься с лесенки.
- Помогите матрёшке подняться на лесенку
- Помогите матрёшке спуститься с лесенки и покатайте матрёшку на машине.
Можно придумать другие задания.
«Зайка»
Цель: развивать речь.
Ход игры: дети и взрослые встают в круг и выполняют действия, соответствующие тексту.
Заинька-зайка (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку).
Маленький зайка (Садятся на корточки, показывают, какие они маленькие).
Длинные ушки (Приставляют ладошки к голове).
Быстрые ножки. ( Бегут).
Заинька-зайка ( Движения повторяются).
Маленький зайка,
Деток боишься ( Обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат»).
Зайка-трусишка.
«Пальчики»
Цель: развивать мелкую моторику
Ход игры: взрослый проговаривает текст, сопровождая его движениями, а дети повторяют.
Этот пальчик – самый большой, Показывает большой палец , слегка массируя.
Самый весёлый, самый смешной!
Этот пальчик – указательный Массируем указательный палец.
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний, Отгибаем средний палец.
Ни первый, ни последний.
Этот пальчик - безымянный. Сгибаем безымянный палец, как будто он не хочет каши.
Он не любит каши манной.
Самый маленький – мизинчик, Оттопыриваем мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев
Любит бегать в магазинчик!
«Дождик»
Задачи:
-создание положительной эмоциональной обстановки;
-сплочение группы, отработка умения согласовывать свои
-развитие общей и мелкой моторики:
развитие внимания, речи и воображения.
Ход игры:
Взрослый читает стихотворение:
Кап-кап, тук-тук –
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
(Г.Бойко)
- А сейчас нарисуйте капельки дождя, взяв синий карандаш или фломастер. Взрослый помогает маленьким детям.
«Украсим Ляле бантик»
Задачи:
-создание положительной эмоциональной обстановки;
-сплочение группы, отработка умения согласовывать свои
-развитие общей и мелкой моторики:
развитие внимания, речи и воображения.
Ход игры:
Взрослый читает стихотворение:
Ляля в гости собралась,
Завязала бант большой.
Давайте бантик превратим
В яркий и цветной.
- Давайте украсим Ляле бантик разными цветами так как вы сможете.
- Какие красивые бантики у вас получились. Потанцуйте вместе со своей Лялей. Взрослый включает музыку и дети танцуют.
Игра с собачкой
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Зайка.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Коготки-царапки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.
Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!
Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала глад ит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
Часики
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.
—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай
поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики могут тикать медленно и быстро.
Хоровод
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
Песочная терапия
«Игра с песком», «Песочные следы», «Найди игрушку в песке»
Цель: способствовать благоприятному течению адаптации с помощью песка.
Материал: песок, игрушки мелкие
Ход игры: взрослый читает стихотворение:
Что нужно для игры в песок?
А нужно в сущности так мало:
Любобь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
(Т.Грабенко)
Затем предлагает детям разные манипуляции с песком: построить фигурки,
сделать следы, отпечатки пальцев, кулачков, ладоней, поиграть пальцами по песку, найти игрушки в песке и т.д.
Релаксационные упражнения
“Муравей”
Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).
“Улыбка”
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
“Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
“Пчелка”
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
“Бабочка”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...
Презентация "Развитие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9220206","attributes":{"alt":"","cla...
Социальная адаптация ребенка к условиям ДОУ
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. На процесс адаптации ре...
Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения...
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»...
Инновационная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста»
Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых....
Институциональный проект "Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста"
Проект направлен на создание условий для позитивной социализации детей через организацию игровой деятельности...