Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Фролова Ирина Владимировна

В последнее время мы часто сталкиваемся с проблемой задержки речевого развития у детей. В своей работе с детьми раннего возраста я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики малышей. Помимо различных пособий я использую пальчиковые игры . В данной картотеке я постаралась подобрать игры именно для маленьких детей. Они просты в движениях и легко запоминаются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

        

        Составила                                                     воспитатель 1 категории                    

Фролова Ирина Владимировна

        Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали,
Вот так, вот так,

И головки убирали

Методические указания. Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.

        Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять-

В домик спрятались опять

Методические указания. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

        Мизинчик

Маленький Мизинчик              Указательный спросил:

Плачет, плачет, плачет.            - Может, хочешь кушать?

Безымянный не поймет:                  - А Большой бежит за рисом,

Что все это значит                            - Тащит рису ложку,

Средний пальчик очень                   Говорит: « Не надо плакать,

важный                                              на, поешь немножко!»

Не желает слушать.

Методические указания. Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

        Как пальчики гуся поймали

-Где ладошка                                      Водят пальцем по ладошке

-Тут, тут

-На ладошке пруд.

-Пруд, пруд.

Палец большой – гусь молодой        Загнуть большой палец.

Указательный  - поймал,        Загнуть.

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – печь топил,

А мизинец – суп варил.

Полетел гусь в рот,        Показать рот.

А оттуда в живот.        Показать живот.

        Пальчики

Этот пальчик – самый большой          Показать большой палец

Самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик – указательный.             Затем показать указательный

Он солидный и внимательный.

Этот пальчик – средний,        Отгибаем средний палец

Ни первый, ни последний.

Этот пальчик – безымянный.        Сгибает безымянный палец, как будто он

Он не любит каши манной.                        Не хочет каши

Самый маленький – мизинчик,                   Оттопыриваем мизинец, будто он хочет

Любит бегать в магазинчик!                       Убежать от остальных пальцев.

Сорока – белобока кашу варила,
На пороге студила,

Гостей скликала.

Гости на двор, кашу на стол,
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты кашу не варил.

Шалун

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

        Моя семья        

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,

Этот – Танечка моя.

Вот и вся наша семья.

Методические указания. Согнуть пальцы в кулачок, затее по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

        Повстречались

Повстречались два котенка мяу-мяу!

Два щенка: ав-ав!

Два жеребенка: иго-го!

Два тигренка: р-р-р!

Два быка: му-у!

Посмотри, какие рога.

Методические указания. На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Методические указания. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

На лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Методические указания. Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки.

Это пальчик хочет спать,
Этот пальчик -  прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул

Встали пальчики  - «Ура!»

В детский сад идти пора!

        (М.Кольцова)

За работу

Ну-ка, братцы за работу.                 А тебе обед варить,

Покажи свою охоту.                А тебе посуду мыть.

Большаку дрова рубить,          А потом всем песни петь

Печи все тебе топить,                      Песни петь да плясать,

А тебе воду носить,                 Наших деток забавлять.

Методические указания. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. В конце энергично шевелить ими.

На работу

Большой палец встал один.

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

Методические указания. Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил,

С этим братцем – щи варил,

С этим братцем – кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Методические указания. Поочередно сгибать и разгибать все пальцы начиная с мизинца.

Литература

Л.В.Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условия ДОУ». Воронеж 2004г.

Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Москва 2003г.

Е.О.Севостьянова «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ». Москва2005

Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышки до 3-х лет». Ярославль 1997 г.

Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Москва 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные пальчиковые игры

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При ...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности,  обобщить  умение  детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...