Беседа для родителей "Читайте детям стихи"
статья (старшая группа) на тему
Беседа для родителей, о том как важно читать детям стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitayte_detyam_stihi.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ №65
на тему: «Читайте детям стихи»
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель
Коновалова Н.Г.
Саранск-2014
«Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного.
Пусть поэзия действует на них как музыка».
В. Г. Белинский
Одна из основных задач воспитателя - путем приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них эмоциональное отношение к действительности как основу развития нравственных чувств.
На какую бы нравственно-эстетическую тему я ни беседовала с детьми, подтверждением моих мыслей и даже ответом на многие вопросы могут стать строки поэтессы Л.А. Поляковой.
Спрашиваю детей: «Как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете - доброму или злому?». В ответ слышу разные, порой противоречащие друг другу высказывания или, наоборот, недоуменное молчание. Тогда слово беру я.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым - значит отдавать "
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать .
И близких, и чужих И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
Л. Полякова
Опыт работы свидетельствует: с помощью стихов можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты и привить любовь к русскому языку. Не реклама, не боевики, не страшные картины новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н.Красильников Итак, основная цель педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе поэзию, добиться положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:
- Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.
- Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.
- Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать. "
- Обучать подбирать рифмы к стихотворным строчкам.
Работа по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправиться на прогулку, я решаю: какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели? что может вызвать у детей особое волнение и интерес?
Зная, что художественные образы помогают детям разглядеть прекрасное в действительности, найти в ней поэтическое начало, я, гуляя с детьми осенью на участке, спрашиваю: «А с кем можно сравнить осень?» И, выслушав ответы, читаю такие строки:
Прошла лисица-озорница И обожгла листву хвостом Огонь по веточкам полез,
И запылал осенний лес!
А гуляя на участке зимой, пользуюсь возможностью преподать замечательный урок красоты.
Изо всех земных чудес Мне милее русский лес:
И веселый, молодой, и задумчивый, седой Хоть какою будь погода,
Но особенно зимой,
Котла весь он кружевной,
Вырезной, как будто терем,
И сверкает белизной:
Снежной- снежной,
Нежной-нежной.
А нал этой белизной,
Посреди тиши лесной,
Как в избе оконце,
В небе тлеет солнце,
И так близко-близко,
И так низко-низко!
Уверена: на прогулках без поэтических строк обойтись невозможно. Стихи необходимы и на занятиях по математике, и в процессе конструирования и ручного труда, Например, мастерим кораблик из природного материала. Я думаю: «Дам детям возможность поразмышлять: для кого они делают свою работу?» - и как бы между прочим говорю:
Мой журавлик знакомый
В небе делает круг.
Он впервые из лома
Улетает на юг.
Он кружит надо мною,
Я не плачу - терплю.
Я кораблик построю
И флажок прикреплю
Ты плыви, мой кораблик.
Паруса накреня.
Ты узнай: как журавлик
Там живет без меня?
Чувствую, что от этих строк на сердце у детей становится тепло, вижу, что на глаза некоторых навертывается непрошеная слеза, понимаю, что желание сделать кому-то приятное не чуждо моим воспитанникам, радуюсь, что простые, ласковые строчки помогли мне тронуть детские души.
Читая детям стихи, я поняла: они чувствуют их ритм, понимают, что в стихах есть рифма. Поэтому стала чаще использовать игры, при помощи которых можно развить чувство рифмы, необходимое и для понимания спецификации стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Например, читаю строчку, отпуская слово-рифму, которое дети должны подобрать. Например: «Солнце по небу гуляло и за тучу...» Дети тут же включаются в игру: забежало, побежало, убежало, ускакало и т.д.
Чтобы дети научились улавливать особенности стихотворной речи (ритм, рифма, композиция), использую творческие задания. Например, гуляя, говорю: « Найдите отгадку рядом с нами!». И загадываю загадку: « Ее узнаешь по простой примете: нет деревца белей на свете». Не стремлюсь к тому, чтобы дети запомнили больше загадок. Важнее, чтобы отгадывая их, они мыслили, сопоставляли, сравнивали.
Утром, ожидая детей, задумываюсь: как их встретить сегодня? Может быть, спросить о том, чему они сегодня удивлялись, когда шли утром в детский сад? Рассказать, чему я удивилась?.. «Мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Послушайте!
Утром ранним Кто-то странный Заглянул ко мне в окно.
На ладони появилось Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Булю руку, протянуло
Тонкий лучик золотой
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы обнимают, гладят, согревают своим теплом. Волшебное солнце растопило все обиды, и сердце наполнилось добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день!»
Итак, использование поэзии в работе с детьми - это увлекательный, важный и нужный труд.
Литература:
]. Журнал «Дошкольное воспитание N23», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читайте детям стихи
Консультация для воспитателей "Читайте детям стихи"...
Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Детям о Глинке» (Беседа-концерт для детей старшего дошкольного возраста)
Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался ...
Почитайте детям "Стихи о ЗДОРОВЬЕ"
Стихи для детей "о ЗДОРОВЬЕ" ....
Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи
Сочиняю стихи для детей и для взрослых, пишу сказки....
Конспект занятия по коммуникации в 1 младшей группе Беседа «Наши игрушки» (Чтение стихов А. Барто из цикла «Игрушки»).
Конспект занятия по коммуникациив 1 младшей группе Беседа «Наши игрушки» (Чтение стихов А. Барто из цикла «Игрушки»)....
Беседа «Как я пишу стихи» (знакомство с поэтом К.Д. Бальмонтом)
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...
Беседа «Хозяйка сказок и стихов» в старшей группе
Беседа "Хозяйка сказок и стихов"...