Беседа для родителей "Читайте детям стихи"
статья (старшая группа) на тему

Коновалова Наталия Геннадьевна

Беседа для родителей, о том как важно читать детям стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitayte_detyam_stihi.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №65

БЕСЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему:  «Читайте детям стихи»
              (из опыта работы)

Подготовила: воспитатель

Коновалова Н.Г.

Саранск-2014


«Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного.

Пусть поэзия действует на них как музыка».

В. Г. Белинский

Одна из основных задач воспитателя - путем приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них эмоциональное отношение к действительности как основу развития нравственных чувств.

На какую бы нравственно-эстетическую тему я ни беседовала с детьми, подтверждением моих мыслей и даже ответом на многие вопросы могут стать строки поэтессы Л.А. Поляковой.

Спрашиваю детей: «Как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете - доброму или злому?». В ответ слышу разные, порой противоречащие друг другу высказывания или, наоборот, недоуменное молчание. Тогда слово беру я.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым - значит отдавать        "

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать        .

И близких, и чужих И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...

Л. Полякова

Опыт работы свидетельствует: с помощью стихов можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты и привить любовь к русскому языку. Не реклама, не боевики, не страшные картины новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться:


Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Н.Красильников Итак, основная цель педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе поэзию, добиться положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

  1. Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.
  2. Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.
  3. Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать. "
  4. Обучать подбирать рифмы к стихотворным строчкам.        

Работа по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправиться на прогулку, я решаю: какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели? что может вызвать у детей особое волнение и интерес?

Зная, что художественные образы помогают детям разглядеть прекрасное в действительности, найти в ней поэтическое начало, я, гуляя с детьми осенью на участке, спрашиваю: «А с кем можно сравнить осень?» И, выслушав ответы, читаю такие строки:

Прошла лисица-озорница И обожгла листву хвостом Огонь по веточкам полез,

И запылал осенний лес!


А гуляя на участке зимой, пользуюсь возможностью преподать замечательный урок красоты.

Изо всех земных чудес Мне милее русский лес:

И веселый, молодой, и задумчивый, седой Хоть какою будь погода,

Но особенно зимой,

Котла весь он кружевной,

Вырезной, как будто терем,

И сверкает белизной:

Снежной- снежной,

Нежной-нежной.

А нал этой белизной,

Посреди тиши лесной,

Как в избе оконце,

В небе тлеет солнце,

И так близко-близко,

И так низко-низко!

Уверена: на прогулках без поэтических строк обойтись невозможно. Стихи необходимы и на занятиях по математике, и в процессе конструирования и ручного труда, Например, мастерим кораблик из природного материала. Я думаю: «Дам детям возможность поразмышлять: для кого они делают свою работу?» - и как бы между прочим говорю:

Мой журавлик знакомый

В небе делает круг.

Он впервые из лома

Улетает на юг.

Он кружит надо мною,

Я не плачу - терплю.

Я кораблик построю

И флажок прикреплю

Ты плыви, мой кораблик.

Паруса накреня.

Ты узнай: как журавлик

Там живет без меня?


Чувствую, что от этих строк на сердце у детей становится тепло, вижу, что на глаза некоторых навертывается непрошеная слеза, понимаю, что желание сделать кому-то приятное не чуждо моим воспитанникам, радуюсь, что простые, ласковые строчки помогли мне тронуть детские души.

Читая детям стихи, я поняла: они чувствуют их ритм, понимают, что в стихах есть рифма. Поэтому стала чаще использовать игры, при помощи которых можно развить чувство рифмы, необходимое и для понимания спецификации стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Например, читаю строчку, отпуская слово-рифму, которое дети должны подобрать. Например: «Солнце по небу гуляло и за тучу...» Дети тут же включаются в игру: забежало, побежало, убежало, ускакало и т.д.

Чтобы дети научились улавливать особенности стихотворной речи (ритм, рифма, композиция), использую творческие задания. Например, гуляя, говорю: « Найдите отгадку рядом с нами!». И загадываю загадку: « Ее узнаешь по простой примете: нет деревца белей на свете». Не стремлюсь к тому, чтобы дети запомнили больше загадок. Важнее, чтобы отгадывая их, они мыслили, сопоставляли, сравнивали.

Утром, ожидая детей, задумываюсь: как их встретить сегодня? Может быть, спросить о том, чему они сегодня удивлялись, когда шли утром в детский сад? Рассказать, чему я удивилась?.. «Мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Послушайте!

Утром ранним Кто-то странный Заглянул ко мне в окно.

На ладони появилось Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Булю руку, протянуло

Тонкий лучик золотой

И, как с первым лучшим другом,


Поздоровалось со мной!

Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы обнимают, гладят, согревают своим теплом. Волшебное солнце растопило все обиды, и сердце наполнилось добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день!»

Итак, использование поэзии в работе с детьми - это увлекательный, важный и нужный труд.


Литература:

]. Журнал «Дошкольное воспитание N23», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читайте детям стихи

Консультация для воспитателей  "Читайте детям стихи"...

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Детям о Глинке» (Беседа-концерт для детей старшего дошкольного возраста)

Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался ...

Почитайте детям "Стихи о ЗДОРОВЬЕ"

Стихи для детей "о ЗДОРОВЬЕ" ....

Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи

Сочиняю стихи для детей и  для взрослых, пишу сказки....

Конспект занятия по коммуникации в 1 младшей группе Беседа «Наши игрушки» (Чтение стихов А. Барто из цикла «Игрушки»).

Конспект занятия по коммуникациив 1 младшей группе Беседа «Наши игрушки» (Чтение стихов А. Барто из цикла «Игрушки»)....

Беседа «Как я пишу стихи» (знакомство с поэтом К.Д. Бальмонтом)

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...

Беседа «Хозяйка сказок и стихов» в старшей группе

Беседа "Хозяйка сказок и стихов"...