Сборник диагностик исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование.Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_diagnostik.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение "Изучение познавательных интересов"
№ | Вопросы | Возможные ответы | Балл | |||||
п/п | ||||||||
1 | Как часто ребенок подолгу занимается | в уголке | а) часто | 5 | ||||
познавательного развития, экспериментирования? | б) иногда | 3 | ||||||
в) очень редко | 1 | |||||||
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на | а) рассуждает самостоятельно | 5 | |||||
сообразительность? | б) когда как | 3 | ||||||
в) получить готовый ответ от других | 1 | |||||||
3 | Насколько | эмоционально | ребенок | относится | к | а) очень эмоционально | 5 | |
интересному для него занятию, связанному с умственной | б) когда как | 3 | ||||||
работой? | в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими | 1 | ||||||
ситуациями) | ||||||||
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? | как? | а) часто | 5 | ||||
б) иногда | 3 | |||||||
в) очень редко | 1 | |||||||
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается | а) часто | 5 | |||||
самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать | б) иногда | 3 | ||||||
что-то по ним (лепить, конструировать); | в) очень редко | 1 | ||||||
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто | 5 | |||||
б) иногда | 3 | |||||||
в) очень редко | 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Методика "Выбор деятельности" (Прохоровой Л.Н)
Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 – игровая;
2 – чтение книг;
3 – изобразительная;
4 – детское экспериментирование;
5 – труд в уголке природы;
6 – конструирование.
Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
"Что мне интересно?" (О.В.Афанасьева)
Цель исследования: Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.
Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, бумага, цветной полиэтилен, кусочки бечевки.
До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.
2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.
"Сахар" (Л.Н.Прохорова)
Цель исследования: Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако, в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?».
Вопросы:
- Кто взял сахар?
- Куда делся сахар?
- А как проверить, был ли в чае сахар?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов
воспитателя;
1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.
Далее проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс - диагностики фиксируются в таблице:
Ф.И. ребенка | Качественный анализ ответов | |||
Полный ответ с аргументами | Правильный ответ без аргументации | Ответ с ошибками | Отсутствие ответа | |
Количественный анализ ответов:
количество | % | |
Правильный ответ | ||
Способ проверки | ||
Нет ответа |
"Перевертыши" (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)
Цель исследования: Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.
Перед ребенком стоит таз с водой и предметы: деревянный кораблик, гвоздь, камень, бумага, железная машинка, пластмассовая банка.
Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему: определи с помощью опыта, что плавает, а что тонет.
3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,
2 балла – ребенку дается подсказка: "Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, ты сможешь определить, что плавает, а что тонет." Воспитатель помогает.
1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем, но не может проявить самостоятельность и инициативу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...
Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...
Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других ст...
Материал по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
В статье раскрывается суть процесса самообразования как необходимого условия профессионального роста педагогов....
Программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования
Авторская программа "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в процессе экспериментирования"...