Почему важно развивать воображение у старших дошкольников посредством игры
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье  раскрывается  важность развития  вербального и невербального воображения у старших дошкольников посредством игры. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Почему важно развивать воображение у старших дошкольников посредством игры

Я, Рожкова Елена Владимировна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга, работаю с воспитанниками старших и подготовительных к школе групп компенсирующей направленности. Приоритетное направление моей деятельности – развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством игр, направленных на развитие вербального и невербального воображения.

Дети в 5-6 лет, по мнению отечественных психологов, сензитивны для развития воображения. Это значит, что если на данном этапе ребенок не был активным творцом – не придумывал, не сочинял, не воображал, - то в дальнейшем научиться этому будет гораздо сложнее, если вообще возможно. А ведь именно это качество ложится в основу будущей социальной и личной успешности.

В 5 лет воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории.

Воображение ребенка  в возрасте от пяти до семи лет характеризуется отстранением мира фантазий. Ребенок отчетливо различает реальный мир и мир создаваемых им образов.

Старший дошкольный возраст предъявляет особые требования к развитию, связанные с подготовкой к учебной деятельности. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.

Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением.

Воображение углубляет и расширяет процесс познания, оказывает на становление личности в целом.

Воображение дает будущему школьнику свободу в выборе ситуации, свободу в осмыслении того или иного события, свободу от неприятных эмоций.

Воображение питает душу ребенка, делает его духовную жизнь богатой и насыщенной. Целиком поглощая сознание ребенка, создаваемые яркие образы ориентируют внимание на процесс деятельности, а не на его результат. Образами воображения проникнута и детская игра и решение ими интеллектуальных задач.

Исходя из того, что старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения: вначале воссоздающего (позволяющего представлять образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы) и именно в игровой ситуации воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах, я с помощью игр, направленных на развитие вербального и невербального воображения, формирую творческие способности детей старших и подготовительных к школе групп компенсирующей направленности.

Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Главное предназначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческий путь, используя игры на развитие воображения и творческой фантазии.

«Игра – это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность… Словом игра – это целый мир… Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма взрослых, мир открытия внешних желаний, мир реализации нереализованного. Такой представляется игра с позиции идеи первичности воображения, которая и сегодня сохраняется в некоторых теориях детской игры».

Анализируя игры на развитие воображения, разработанных в области педагогики и психологии, я выделила их в две большие группы:

К первой группе относятся игры на развитие вербального воображения, то есть непосредственно связанного с речью.

Ко второй группе относятся игры на развитие невербального воображения. Эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного включения речи.

К играм на развитие вербального воображения можно отнести:

  • игры, по ходу которых дети фантазируют на заданную тему;
  • игры, по ходу которых дети сочиняют сказки;
  • игры, где главной задачей детей является придумывание окончания рассказанной истории;
  • игры, по ходу которых дети к заданным словам подбирают как можно больше образных сравнений;
  • игры, по ходу которых дети решают проблемные ситуации различными способами.

В этих играх помимо развития воображения дополнительно совершенствуются и речемыслительные процессы.


К играм на развитие невербального воображения можно отнести:

  • изобразительные и конструктивные игры, в которых дети создают образы на основе заданных элементов или создают самостоятельные образы. В этих играх дополнительно совершенствуются графические навыки, эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • артистические игры, в которых дети показывают заданные действия или придумывают свои при помощи мимики, пантомимики, жестов. Эти игры способствуют развитию выразительных движений, эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков;
  • релаксационные игры, в которых дети обращают внутренний взор на мир своих фантазий, а взрослый произносит под музыку красивый и занимательный текст;
  • интеллектуальные игры. К ним относятся, например, мировые головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и другие. Геометрические конструкторы являются эффективным средством умственного и творческого развития детей. Помимо развития пространственного и творческого воображения, они развивают также сенсорные способности, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку, находчивость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие высших психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальную ступень обучения»

Выступление на региональной научно-практической конференции "Формирование высших психических функций в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста"...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством игры»

Познакомить родителей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»

ПРОЕКТ «Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах» Актуальность: Взаимодействие музыкального руководителя с родите...

Дети и деньги: почему важно развивать финансовую грамотность у дошкольников

Почему важно говорить с детьми о деньгах Если человек никогда не пробовал мороженое, можно показать ему сотни картинок и описаний, но это не поможет ему узнать вкус лакомства.То же самое с деньгами. Ч...