Проект. «Секреты домино» Развитие познавательных и интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством игры в Домино.
проект по математике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Автор проекта: Яценко Наталья Николаевна -воспитатель.
Участники проекта: дети старшего возраста.
База реализации проекта: МБДОУ ЦРР д/с №2 «Ивушка» с. Самарское.
Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через игру - «Домино»
Задачи проекта:
Формировать у детей умения обдумывать ходы мысленно, решать задачу в уме, проверять её целенаправленными поисковыми действиями.
Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, отрицание, сравнение, обобщение, классификация) посредством игры «домино».
Обучать детей математическим способам познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
Развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.
Развивать активность и инициативность детей
Воспитывать готовности детей к обучению в школе, развивать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, координацию движения глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Предполагаемый результат
Познакомившись с игрой «Домино» дети поймут завязку сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры. Ребята увидят наличие схематизации, преобразования столкнутся с познавательной задачей на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
Они ощутят игровую мотивацию и направленность действий, их результативность. Попадут в ситуацию обсуждения, выбора действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
Овладеют действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения, группировки.
Инновационность.
В своем проекте я применяла новый методический подход в развитии логико-познавательных навыков дошкольников в игровых ситуациях с домино.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям понять, что в домино «прячется» математика, которая может быть раскрыта для ребенка как занимательная игра, увлекающая его в мир чисел и цифр, рассуждений и доказательств, свойств и отношений, выигрышных алгоритмов действий.
Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Моя работа проводится на основе:
- комплексной программы «Детство»
- программы Михайловой З.А., Поляковой М.Н., Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л.
Технологии: Серова З.А. «Возможности домино в развитии исследовательских умений дошкольников»
Корнеев В.П. «Методика обучения детей игре в домино»
Механизм выполнения проекта
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
Для содержательного интеллектуального времяпрепровождения использовали такие игровые ситуации:
-Выручи Незнайку, расставь пластинки по порядку, начни с этой…..
- Помоги Буратино, продолжи ряд после пластины …..
– Замени пластины карточками с цифрами и отбери необходимое количество кубиков для постройки….
Давай поиграем: Я показываю карточку с цифрой, а ты выбираешь пластины с соответствующим количеством меток (7-1/6 или 3/4 или 2/5).
«Кто быстрее?» ( используются два набора домино): предлагается двум детям подобрать к карточке с цифрой все подходящие пластины домино.
Подбери пару, чтобы получилось столько же ( равенство). Найди ошибку в паре (неравенство): 2/3-4/2; 5/4- 6/3; 3/4- 6/1.
Разгадай, какая метка спряталась на пластине, если пластина соответствует карточке с цифрой «7» ( пластина закрыта на половину).
Расскажи, как получилось число 6 на этих пластинах (5/1,2/4), найди еще подходящие пластины (3/3)
Расположите пластины в один ряд. Предлагаем найти пятую и назвать сколько на ней меток.
Найти, какая пластина пропущена в этом ряду: 0/0,0/1,0/3,0/5,0/6.
Пластины расположить столбцами и предложить найти первую сверху (снизу), закрыть её соответствующей карточкой с цифрой.
Выбери из набора домино все пластины, где есть метки на одной половине. Сосчитай их. Разложи по порядку. Объясни, что получилось и др.
Также предлагается детям проблемная ситуация , что игровые действия с домино могут быть совсем иными. Поиск ответа на этот вопрос приводит к выводу, что пластины домино могут стать своеобразным конструктором, в игре с которым дети проявляют чрезвычайную изобретательность и придумывают новые постройки.
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям постоянно вносим в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет)?» и т. д.
Работа с родителями
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Цель моей работы с родителями: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах математического развития детей.
Задачи моей работы с родителями:
- Установить партнёрские отношения с семьёй.
- Формировать навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
- Воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Направления педагога и родителей в этой сфере деятельности:
1. Информируем родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Приглашаем родителей к участию в проекте «Секреты Домино», с целью развития познавательной активности, логического мышления дошкольников (праздники, конкурсы).
3. Рекомендуем родителям проводить семейный досуг с детьми, играя в домино.
Прошел конкурс «Съедобное домино» - родители дома с детьми занимались кулинарией: бутерброды нарезали и украшали, как пластины домино, с помощью зерен граната, капель шоколада, взбитых сливок и т. п. Так же оформляли печенье, кусочки торта и даже мясные и рыбные блюда. В таких кулинарных затеях дети делали открытие, что домино можно использовать совсем в других условиях и с другой целью.
Играя в домино, родители могут привить малышу знания из области математики, научить его выполнять различные действия, развить память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, сравнивать, сопоставлять, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.
Результаты работы
Подтверждением эффективности использования игры домино для развития познавательной и умственной активности служит проведенный мониторинг.
На начало проекта было выявлено, что высокий уровень имели 19% детей, средний - 42% детей, низкий -39% .
Включение в комплекс основной образовательной деятельности игровых ситуаций с домино по окончанию проекта показало, что высокого уровня достигли 27% детей, среднего– 51%, низкого – 22%.
По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. А домино в игровой форме прививает ребенку знания из области математика, способствует развитию внимания, мышления, памяти, речи и логики и всех мыслительных процессов.
Используя с детьми различные игровые ситуации, мы развиваем способность к наблюдению, сравнению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, творческое воображение, точность, настойчивость, т. е. воспитываем эмоционально- волевую сферу ребенка.
Полученные данные, это основа для самооценки и самоанализа моего педагогического проекта, направленного на развитие познавательных и умственных способностей детей. Эта работа будет продолжаться и с детьми подготовительного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-247120-1571475098.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-628902-1481471757.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-247120-1571475098.jpg)
Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Консультация содержит разъяснительный материал по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-1123320-1674053686.jpg)
"Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством использования развивающих игр и головоломок"
Материал для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-1031763-1675909207.jpg)
Опыт работы «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego»
Опыт работы воспитателя по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/03/picture-1493691-1699013539.jpg)
«Экологические образовательные проекты как средство развития творческих и интеллектуальных способностей старших дошкольников»
В стаье описан дестко-взрослый проект "Мы - метеорологи"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-893639-1706775796.jpg)
«Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры».
laquo;Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры»....