Семинар - практикум «Особенности темперамента ребенка и взаимодействие с ним»
методическая разработка по теме
Многие исследователи часто задавались вопросом: какой из темпераментов лучше? Какой из них больше соответствует требованиям жизни или полнее обеспечивает внутреннее развитие человека? Ответы давались разные. В настоящее время мы понимаем, что люди выдающихся способностей могут обладать самыми различными темпераментами. Положительные качества могут появиться при всяком темпераменте. Все зависит от того, в какие условия поставлена личность, как она воспитывается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_osobennosti_temperamenta.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум «Особенности темперамента ребенка и взаимодействие с ним»
Цель: Углубить знания родителей об особенностях типов темперамента, отработать полученные знания на практике.
Ход семинара - практикума:
- Знакомство «Здравствуйте, это я!»
Родителям предлагаются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, зигзаг). Необходимо выбрать одну из фигур, оформить, написать свое имя, отчество и номер группы (своего ребёнка). Затем необходимо представить себя (два, три предложения).
- Теория темперамента
Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов.
Учение о различных темпераментах возникло еще в глубокой древности, в античном мире. Уже тогда люди интересовались индивидуальными особенностями человеческого поведения. Они пытались выделить характерные комбинации, сочетания этих особенностей. Еще 2400 лет назад, в V в. до н.э., Гиппократ создал свое учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей входящих в состав человеческого тела. Кровь (по-латыни «сангвис»), лимфа (по-гречески «флегма»), желтая желчь (по-гречески «холе») и черная желчь (по-гречески «мелайна холе»). Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало на протяжении двух тысячелетий. Постепенно учение о темпераменте вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Во II в. н. э. римский врач и естествоиспытатель Гален создал первую классификацию темпераментов. Он описал 13 темпераментов. Но на протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и сокращалась, и в конце концов в ней остались названия только четырех известных темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический.
Затем возникали все новые и новые теории темперамента. Подлинное научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И.П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:
1)по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;
2)по их подвижности, т.е. по способности быстро сменять друг друга;
3)по равновесию между ними.
В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, по И.П. Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов:
* слабый тип – меланхолическому;
* сильный, неуравновешенный – холерическому;
* сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиническому;
* сильный, уравновешенный, инертный – флегматическому.
Если присмотреться к окружающим нас людям, то мы обнаружим у одного характерные черты сангвиника, у другого – флегматика и т.д. Но скоро мы замечаем и другое: мало найдется людей, которые были бы «чистыми» сангвиниками или холериками, флегматиками или меланхоликами. Так как каждый из нас имеет все 4 типа темперамента. Но только один из них является преобладающим.
3. Выявление темперамента своего ребёнка
Родителям зачитываются критерии основных свойств темперамента.
Сангвиник:
— общителен, быстро сходится с людьми;
— чувства легко сменяются;
- мимика богатая, подвижная, выразительная;
- деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
- непоседа;
- рассеян, неаккуратен;
- заводила, выдумщик, фантазер;
— незлопамятен, миролюбив, нежаден.
Холерик:
- действия порывисты;
- эмоционален, чувства ярко выражены;
- в зависимости от направленности личности инициативность, раздражительность, принципиальность, аффективность;
- любит риск, приключения;
- не прислушивается к мнению других;
- излишне самостоятелен;
- в еде неразборчив;
- спит мало;
- импульсивен;
- драчун, крикун, конфликтен.
Меланхолик:
- трудно долго на чем-то сосредоточиться;
- высокая тревожность, мнительность;
- чувства глубокие;
- отношения налаживаются трудно;
- часто задумчив;
- если расстроится, плачет долго и горько;
- застенчив;
- слишком рассудительный, «маленький взрослый»;
- любит уединение, спокойные игры;
— быстро устает;
— боится спорта.
Флегматик:
- ровный, спокойный, редко выходит из себя;
- упорный труженик;
- чувства устойчивы;
- замкнут;
- медлителен;
- играет нешумно;
- мало двигается;
- любит порядок и добротность;
- послушен, пунктуален;
- новое не любит;
— в зависимости от направленности личности
4. Особенности поведения детей с различными типами темперамента.
Холерик
Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.
Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.
Сангвиник
Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.
Флегматик
Ребёнок спокоен, уравновешенный, редко плачет или смеётся. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.
Меланхолик
Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.
5. Рекомендации для родителей
Рекомендации для сангвиника:
-формировать устойчивые интересы;
- учить доводить начатое дело до конца;
- формировать критичное отношение к результатам своего труда;
- обращать внимание на качество выполнения задания;
- учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания
конструктора, просмотра фильмов;
- использовать подвижные игры;
- необходима частая смена деятельностей.
Рекомендации для холерика:
Прежде всего от взрослого требуется терпение и спокойствие.
- развивать способность считаться с чувствами окружающих;
- направлять энергию на полезные дела (подвижные
и соревновательные игры);
- укреплять процесс торможения через включение в спокойную
деятельность (читать книги о героических подвигах, где воля и
спокойствие творят чудеса
Напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.
Рекомендации для меланхолика:
Такие дети требует любящего понимания, грубость недопустима.
- чаще давать положительную оценку, подбадривать;
- создавать ситуации успеха;
- организовывать совместную деятельность с успешными детьми
Для совместной деятельности можно использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» не соревновательные игры.
Рекомендации для флегматика:
- постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры
с малой, затем средней, а далее высокой подвижностью;
- учитывать низкий темп выполнения задания;
Организовывать игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием;
- иногда тормошить, заинтересовывать каким-либо видом деятельности.
а и порядочности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами д...
Консультация «Темперамент ребенка и взаимодействие с ним»
Цель: выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.Задачи: 1) Рассмотреть общ...
Семинар - практикум «Особенности организации игровых упражнений по логоритмике на занятиях в процессе взаимодействия педагогов»
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»
Семинар-практикум для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»...
Презентация для семинара- практикума "Особенности семейного воспитания. Ребенок и семья".
Презентация будет полезна педагогу- психологу и воспитателю при проведении родительского собрания в дошкольном образовательном учреждении всех возрастных групп...