Консультация «Темперамент ребенка и взаимодействие с ним»
консультация на тему

Куштова Наталья Гасанхановна

Цель: выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.

Задачи:

1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.

2) Рассмотреть общую характеристику четырех типов темпераментов.

3) Выявить возрастные особенности темперамента.

4) Проанализировать возрастные особенности темперамента старших дошкольников.

5) Рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у дошкольников и
сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей старших дошкольников в воспитательном процессе.

Я познакомлю вас с понятием темперамент, вы попробуете самостоятельно определить тип темперамента. Затем мы поговорим о том, как взаимодействовать с ребенком, учитывая его тип темперамента.

Темперамент - это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения [слайд 2]. Темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, который считал, что в теле каждого имеется четыре сорта жидкостей: кровь, слизь, желчь и чёрная желчь [слайд 3]. В зависимости от преобладания одной из них на свет появляются сангвиники, холерики, меланхолики или флегматики [слайд 4]. В нашей стране первая попытка дать научное объяснение темпераменту была сделана И.П. Павловым, который выделил свойства нервной системы и соотнёс их с типами темперамента Гиппократа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_temperament_rebenka_i_vzaimodeystvie_s_nim.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Темперамент ребенка
и взаимодействие с ним»

Консультацию подготовила воспитатель: Куштова Н.Г.

 

Цель: выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.

Задачи:

  1. Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
  2. Рассмотреть общую характеристику четырех типов темпераментов.
  3. Выявить возрастные особенности темперамента.
  4. Проанализировать возрастные особенности темперамента старших дошкольников.

5) Рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у дошкольников и
сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей старших дошкольников в воспитательном процессе.

Я познакомлю вас с понятием темперамент, вы попробуете самостоятельно определить тип темперамента. Затем мы поговорим о том, как взаимодействовать с ребенком, учитывая его тип темперамента.

Темперамент - это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения [слайд 2]. Темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, который считал, что в теле каждого имеется четыре сорта жидкостей: кровь, слизь, желчь и чёрная желчь [слайд 3]. В зависимости от преобладания одной из них на свет появляются сангвиники, холерики, меланхолики или флегматики [слайд 4]. В нашей стране первая попытка дать научное объяснение темпераменту была сделана И.П. Павловым, который выделил свойства нервной системы и соотнёс их с типами темперамента Гиппократа.

Необходимо помнить, что свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризуют такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация [слайд 5]. Помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания.

Итак, существует четыре основных типа темперамента. Каждому из них присуши свои психологические особенности и их сочетания. Зная их, можно достичь очень многого, а именно [слайд 6]: можно научиться прогнозировать поведение ребенка в той или. иной ситуации, избавив, таким образом, ребенка и себя от многих трудностей; можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу; можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные.

Иными словами, можно научиться управлять темпераментом ребёнка. Я предлагаю вам самостоятельно определить тип темперамента ребёнка. Затем мы познакомимся с характеристиками каждого из них. У некоторых может сложиться мнение о предпочтительности одного темперамента перед другим. Такая убеждённость является в корне неверной. Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый "лучший", например, темперамент - сангвинический, а "худший" - меланхолический. "Плохих" или "хороших" темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, то есть у каждого из них есть свои отрицательные и положительные черты.

Диагностика типа темперамента дошкольника

Я предлагаю вам самостоятельно определить тип темперамента ребенка.

  1. Слайд 7. С правой стороны оси "находятся" дети очень открытые и общительные, а с левой - замкнутые, закрытые. Подумайте и отметьте на оси место, которое, по вашему мнению, занимает ребенок Оценивайте чадо не на данный момент, а в целом. В самом низу оси находятся спокойные, уравновешенные, эмоционально устойчивые дети. У верхнего края вертикальной прямой - дети с неустойчивыми эмоциями, бурно проявляющие свои чувства, не умеющие себя сдерживать. Найдите на вертикальной оси точку, которая соответствует душевному состоянию вашего ребенка. Проведите перпендикуляры от точек на осях до их пересечения.

Попадание в левый верхний сектор означает меланхолический темперамент.

Попадание в правый верхний сектор - холерический темперамент.

Попадание в нижний левый сектор - флегматический темперамент.

Попадание в правый нижний сектор - сангвинический темперамент.

  1. Предложите ребенку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет». Сначала анализируются ответы на вопросы N 1-6, затем - № 7-12. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребенка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.
  1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
  2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
  3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
  4. Тебе нравится ходить в садик?
  5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
  6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребенок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем более этот ребенок открыт окружающему миру, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребенок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Интерпретация результатов

1 балл - интроверсия выражена ярко. Ребенок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он мало энергичен, медлителен в своих действиях.

2-3 балла - умеренная интроверсия. Этот ребенок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если: в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4-5 баллов - умеренная экстраверсия. Ребенок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов - экстраверсия значительная. Ребенок общителен, имеет большой крут друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребенок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.

7.        Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?

8.        Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?

9.        Ты часто просыпаешься по ночам?

10. Ты часто болеешь?

11. Ты боишься оставаться один дома?

12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее - к эмоциональной нестабильности.

Интерпретация результатов

1 балл - высокая эмоциональная устойчивость. Ребенок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2-3 балла - средняя эмоциональная устойчивость. Ребенок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4-5 баллов - эмоциональная неустойчивость. Поведение ребенка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов - очень высокая эмоциональная неустойчивость. Ребенок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно.

З.         Для определения типа темперамента ребенка можно воспользоваться «кругом Айзенка».

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия - экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной - сумму баллов по шкале «стабильность - нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребенка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной ИЗ двух осей, значит ребенку свойственны черты двух видов темперамента.

Характеристика типов темперамента

        Известные         сказочные         персонажи, герои        мультфильмов        с преобладанием сангвинического темперамента [слайд 8].

Сангвиник- это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Такой малыш внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. У ребенка очень живая мимика, по его лицу можно про читать, что он сейчас чувствует. Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и так же быстро высыхают [слайд 9]. Сангвиник приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазер. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Не забывайте, "непостоянство" - не порок, а свойство темперамента сангвиника. Дети - сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребёнок постарается её прекратить. Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры [слайд 10]. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас. На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. "Жизнь без ссор" - таков его жизненный девиз. Основным подходом в воспитании ребёнка - сангвиника является принцип, который условно можно назвать "доверяй, но проверяй". Этот милый ребёнок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание. Не ругайте ребёнка за несобранность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его: "Как ты аккуратно провёл тонкие линии кисточкой", "Поиграл, машинам пора в гараж, а нам гулять". Для развития устойчивости собирайте пазлы, читайте книги [слайд 10].

Снисходительность к мелким, на первый. взгляд нарушениям правил порядка - разбросал карандаши, не сложил игрушки, бросил куртку - и отсутствие контроля способствует разрушению полезных привычек. Ему нужен постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание. Хвалите заслуженно, так как сангвиник имеет место склонность к зазнайству.

Известные сангвиники: [слайд 11].

Известные сказочные персонажи, герои мультфильмов с преобладанием холерического темперамента [слайд 12].

Холерик - один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. "Покой нам только снится!" - могут сказать они про своего ребёнка - холерика. Ребенок с таким типом непоседлив, шаловлив, он шумный, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры [слайд 13]. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Он любит активные шумные игры и новые впечатления, отчаянные истории и приключения. У холерика реактивность преобладает над активностью, он заражается своими желаниями, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Поступки ребёнка зачастую спонтанны, его поведение подобно урагану.

Советы

Основным подходом в воспитании ребёнка - холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела. Не запрещайте ребёнку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована. Предложите малышу спортивные упражнения - плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы, катание на велосипеде, скейте, роликовых коньках - это занятия для маленького холерика. Ребенку необходимо большое жизненное пространство [слайд 14]. Как это не покажется странным, "неутомимый" холерик нуждается в особо щадящем режиме. Исключите из обстановки: то, что пере возбуждает нервную систему ребёнка, особенно вечером, ближе ко сну. Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры - лото, конструирование, оригами, вышивание, рисование [слайд 14]. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости, сосредоточенности. Маленькому холерику трудно выполнять правила общения с другими детьми: говорить спокойно и не глотать слова, считаться с желаниями друзей уступать, не лезть вперед, ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку напоминание, одобрение, замечание.

Известные холерики: [слайд 15]

Известные         сказочные         персонажи, герои        мультфильмов        с преобладанием меланхолического темперамента [слайд 16].

Меланхолик- это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность - одно из основных свойств [слайд 17]. Она проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить - и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Малыши - меланхолики не только тихие, но еще и добрые, мягкие, открытые, доверчивые. Они очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Любая деятельность дня меланхолика - работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. Движения их неуверенны и часто суетливы. Речь тихая.

Советы

Основным подходом в Боспитании ребенка - меланхолика является принцип, который условно можно назвать "не навреди". Помните о том, что ребенок - меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче, чаще прибегайте к тактильному контакту. Никогда не делайте замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, Б процессе выполнения работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса [слайд 18]. Ребёнку - меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

Известные меланхолики: [слайд 19]

        Известные         сказочные         персонажи, герои мультфильмов с преобладанием флегматического темперамента [слайд 20].

Флегматик

По упрямству этот ребёнок превосходит всех, а дома его, любя, все называют "копушей". Ребенок с таким типом всегда невозмутим и спокоен [слайд 21]. Ему свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие. Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. В среде детей он отличается спокойствием. Для многих сверстников флегматик скучен, они не приглашают его участвовать в подвижных, активных играх. Но они любят играть с ним в традиционные ролевые: дочки-матери, магазин, больница, аптека, почта. Флегматичный ребенок затрудняется самостоятельно выбрать себе роль и спокойно отдает право выбора другим детям. В игре флегматик надежный партнер, послушный и пунктуальный. Чаще всего ему достаются второстепенные роли. Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!

Советы

Основным подходом в воспитании ребёнка - флегматика является принцип, который условно можно назвать "не торопи". Помните о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик - затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопиться, ребенок замирает. Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник - ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить. Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности и быстроты. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость. При этом важно помнить, что развивать подвижность и активность надо постепенно, учитывая возможности малыша, наращивать темп, не торопясь. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка: читайте с ним интересные познавательные книги, посещайте выставки, музеи, обсуждайте полученную информацию [слайд 22]. Чтобы ровность и спокойствие, свойственные флегматикам, не превратились в безразличие и неспособность сопереживать, развивайте творческое воображение, фантазию ребенка, занимайтесь музыкой, вышиванием, лепкой и рисованием.

Известные флегматики: [слайд 23].

Темп и интонация речи [слайд 24] взрослого должны строиться в соответствии с типом темперамента ребенка, особенно в критические минуты, когда ребёнок проявляет упрямство или недовольство без видимой на то причины. Наблюдательные могут заметить, что, общаясь с ребенком, порой важно не то, что было сказано, а как это было сказано. Одна и та же фраза может вызвать совершенно разные эмоции у детей с различным типом темперамента. В общении с холериком и сангвиником рекомендуется более быстрый темп речи, а с флегматиком и меланхоликом, напротив, более медленный. При этом, взаимодействуя с холериком и меланхоликом, особенно в "трудные" минуты, следует говорить спокойным и ровным голосом, чтобы не пере возбудить ребенка. А при разговоре с сангвиником и флегматиком речь может быть более эмоциональной, чтобы увлечь, отвлечь или заинтересовать ребёнка. Конечно, это лишь общие правила, но в большинстве случаев они срабатывают.

А вот как видит четыре типа темперамента известный бельгийский карикатурист Х. Бидетруп. Конечно, представленные художником реакции утрированны, но очевидно, что им точно подмечены свойственная холерикам вспыльчивость, флегматикам - уравновешенность, меланхоликам - впечатлительность, а сангвиникам - жизнерадостность (слайд 25).

Не существует «хороших» или «плохих» типов темперамента. Каждый из типов имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками или достоинствами. Задача родителей и педагогов - развивать положительные и сильные стороны ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно - речевого развития детей"

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...

Консультация для родителей "Взаимодействие с гиперактивным ребенком"

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивного ребенка...

Консультация "Темперамент".

Консультация знакомит родителей с темпераментом их детей....

Консультация "Темперамент "

В  консультации педагог  знакомит  с  типами   темперамента  и предложены  рекомендации к  ним   по  воспитанию  детей....

Консультация "Темперамент моего ребенка"

Одни дети от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны, самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себ...

Консультация "Темперамент-основа поведения ребёнка".

Консультация "Темперамент-основа поведения ребёнка"....