Разнообразные техники нетрадиционного рисования с детьми младшего возраста
консультация (младшая группа)

Данилова Любовь Петровна

Рисование одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  экологической культуры в жизни ребенка и всей семьи.

Научить ведать природу - значит,

приобщаться к ней, быть ей не чужим,

а близким, своим….

Д.М. Кайгородов

 Видеть и понимать прекрасное – важное для человека качество. Только тот, кто может оценить  неповторимость красоты окружающего мира, природы, способен дорожить этим чудом - нашей планетой.

Природе отводиться особая роль в формировании личности. Природа окружает ребенка и очень рано входит в его жизнь. Познание природы притягивает,  дает массу ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Все это важно для развития всех органов чувств растущего человека, его эмоций, для развития мышления, воображения, формируются эстетические чувства.

Большое значение для решения задач экологического воспитания имеет семья. Особенно важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка сами любили природу и эту любовь старались привить своим детям.

Именно семья имеет, является источником и опосредующим звеном передачи ребенку  бережного отношения к природе, к труду людей.

 Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих воспитанию любви к родному краю и желанием работать вместе с взрослыми, подражая им. Несложно развесить скворечники и кормушки для птиц. Посадить цветы во дворе своего дома, сортировать  мусор перед его выбрасыванием. Ценны также посещения зоопарка, дельфинария, ботанического сада, чтение детских книг, просмотр телепередач всей семьей, домашние игры.  Все это бесценный вклад в естественный способ знакомства ребенка с миром природы.

Чтобы общаться с окружающим миром, ни причиняя вреда, ни себе, ни природе, чтобы заботиться о животном и растительном мире, мало одного желания. Необходимо быть экологически грамотным человеком, нужны знания, которые помогут сохранить цветущей нашу Землю.

Как же приобщить ребенка к родной природе, как помочь ему почувствовать жизнь природы и ощутить себя частью природы?

*Наблюдать  за растительным и животным миром.

*Организовывать прогулки.

*Экспериментировать с природным материалом.

*Коллекционировать шишки, камни, ракушки, семена растений, листья.

*Играть в игры с природоведческим материалом.

*Рисовать, лепить и мастерить из природного материала.

*Читать детскую литературу природоведческого содержания.

*Посещать природоведческие музеи, выставки, парки.

*Исследовать окружающую среду.

Интересное и удивительное в природе происходит каждый день. Надо лишь самим увидеть это и показать ребенку.

Для поддержания познавательного интереса к происходящему в природе хорошо загадывать детям загадки о природных явления и тут же находить отгадки, прочитать подходящие сказки и рассказы о животных, птицах, растениях, насекомых, поискать их на полянке и понаблюдать за ними.

Научить ребенка любви к живому – значит обезопасить себя от возникновения в его душе черствости, эгоизма, безразличия к чужой судьбе.

Воспринимать природу нужно не только глазами, но и на вкус, по запаху,  на ощупь, а полученные знания закреплять в играх: «Найди на ощупь», «Третий лишний», «Кто больше назовет», «Найди дерево по описанию», «Изобрази природные стихии», «Кто, чем питается», «С кем сравнивают человека, когда говорят….» и т.д.

Экологическая культура рождается  как результат взаимодействия природы и человека, который должен с малых лет знать, что можно, а чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Научить – это еще полдела. Надо, чтобы ребенок следовал полученным знаниям на протяжении всей своей жизни.

Охрана природы, бережное отношение  к ней, участие  в природоохранных мероприятиях должны входить в жизнь каждой семьи.

Только вкладывая свою душу, можно научить детей любить природу и заботиться о ней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СМЕШНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

Слайд 2

Маша рисует цветы, а вокруг три десятка точек. - Что это? Мухи? - Нет, запах от цветов. - Сашенька обо что ты оцарапался? - Об кошку. - Когда конфету держишь во рту, она вкусная. А когда в руке - невкусная.

Слайд 3

Кирилл, Как ты смеешь драться? - Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня! - Няня, что это за рай за такой? - А это где яблоки, груши, апельсины, черешни... - Понимаю: рай - это компот. - Мама, я такая распутница! И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

Слайд 4

У Кати вырвали зуб. - Пусть он теперь у врача в банке болит! - Бабушка, смотри, какие утки глупые - сырую воду пьют из лужи! - Я хочу жениться на Володе, - говорит маме четырехлетняя Лена. - Но ведь ты на целый год его старше. - Ну так что! Мы пропустим один день моего рождения и сравняемся.

Слайд 5

- ...Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш . - Кто красивее - папа или мама? - Не буду вам отвечать, потому что не хочу обижать маму. - Достань мне луну, хоть надкушенную! - У нас бабушка в деревне всех петушков перерезала. Пусть теперь сама яйца несет.

Слайд 6

Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на прогулке в парке он встретил еще более толстую. - Эта тетя заднее тебя, - укоризненно сказал он своей няне. - Кто красивее - папа или мама? - Не буду вам отвечать, потому что не хочу обижать маму.

Слайд 7

- Ой, дедуля, киска чихнула! - Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье? - А кто мне скажет спасибо? Двухлетней Кате очень понравилась картинка, изображавшая козликов на зеленой лужайке. Она стала тянуть маму за руку: - Пойдем туда в картинку, к козликам! Наташа принесла в детский сад корейскую сказку "Ласточка". В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками. - Не бей! - закричала Наташа. - Я уже побила ее дома.



Предварительный просмотр:

«Разнообразные техники нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

"Истоки способностей и дарования детей —

 на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити-ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерство

 в детской руке, тем умнее ваш ребенок"

Сухомлинский В. А.

Рисование - это первый вид творческой деятельности ребенка. Развитие детей через рисование известно очень давно. Когда малыш рисует, он не только представляет образы в своей голове, но и воссоздает их на бумаге. За счёт этого творческого занятия ребенок учится выражать себя, свои мысли, чувства, эмоции. Он показывает себя как индивидуальность.

Многие великие философы и педагоги прошлого высоко оценили значение рисования в воспитании детей.

Аристотель подчеркивал, что «рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты». А исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». 

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Дети  рисуют то, что их интересует.  

Но в отличие от взрослого, детское рисование имеет свои уникальные особенности, которые меняются с возрастом.

Так в младшем возрасте дети используют свои пальчики как основной инструмент для работы, а в старшем возрасте могут прекрасно поработать карандашами, сангиной или маслом. Но среди всех видов художественной живописи рисование красками – это наиболее важная составляющая в развитии творческих способностей детей, изобразительное искусство воплощающие многообразие окружающего мира детей. Именно краски привносят в детский мир самые яркие впечатления, а работа с ними влияет на становление ребенка как художника.  

По счастью это не только интересное, приятное, но и еще и невероятно полезное для ребенка занятие оно помогает гармоничному развитию малыша:

  • развивает мелкую моторику;
  • помогают укрепить руку, что в дальнейшем обеспечит успешность в овладении навыками письма;
  • память;
  • учит детей рассуждать и сравнивать, формируя аналитическое мышление;
  • приучает к усидчивости и собранности;
  • развивает пространственное воображение;
  • раскрывает творческую индивидуальность;
  • приобщает к искусству;
  • раскрепощает ребенка, делая его свободным и счастливым.

         При обучении рисованию детей младшего дошкольного возраста активно используется игра.    Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание. Это  создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.   

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров.

С  детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  1. Пальчиковые краски. 

Этот материал придется по нраву самым маленьким, так как не нужно напрягать руку, беря кисть или карандаш.  Пальчиковые краски для детей изготавливаются на основе безопасных материалов, они густые, не проливаются и имеют приятную фактуру.

  1. Трубки с красками .

Если трубку дунуть, направив ее на бумагу, то останется след в виде точки. Если дуть и вместе с этим водить над холстом, то будут получаться рисунки. Интересное средство для рисования, при помощи которого тренируется дыхательная система.

  1. Точечное рисование

Для  этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку и показать, как можно рисовать точками. Окунуть инструмент в краску и быстро-быстро коснуться  им бумаги. Можно разукрашивать несложные картинки этой техникой, малышам такое занятие очень нравится, к тому же оно очень полезно для развития мелкой моторики рук.

  1. Крупы.

 Из круп можно рисовать интересные объемные картины. Для основания используют плотный картон, который обильно промазывается клеем, а сверху насыпается материал в виде определенного изображения. При такой технике

можно использовать разные крупы, но лучше всего ложится манка, которую после высыхания клея можно раскрасить красками.

5.Рисовать можно палочками и ватой, листьями или травой.

 Нанести предварительно на них краску, делать кляксы на листе и потом составлять из них сюжет.

6.  Рисование на  стекле, бумажных тарелочках, на листах затонированных цветом.

7.  Кляксография.

Является хорошим приемом для стимуляции детского воображения является. Если брызнуть краску на бумагу и сложить лист пополам кляксой внутрь, получится картинка-клякса. Затем можно предложить детям угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии.

8.  Примакивание.

Печатками могут служить вырезанные из поролона фигурки, катушки, кусочки овощей и любые подходящие предметы. С помощью приема примакивания дети могут украсить елку разноцветными шарами, яблоню – яблоками или птичками, клумбу – цветами.

9.Рисунки солью

Посыпьте готовый рисунок солью. Когда краска высохнет, соль останется на листе и придаст интересную фактуру рисунку. Таким образом, можно сделать объемный рисунок, например, выделить на изображении камни или тропинку. На синей краске соль будет выглядеть как снежинки, если посыпать зеленые листочки солью, они станут как живые, полупрозрачные.

10.Рисование с использованием песка, круп или опилок

Покрываем весь лист клеем, посыпаем песком или крупой и рисуем пальчиками или кистью по шершавой поверхности.

Наносим клей только на участки, где будут нарисованы элементы. Посыпаем все песком и раскрашиваем после высыхания.

Заранее окрасить сыпучие материалы, высушить и частями накладывать рисунок. Чтобы цвета сильно не смешивались нужно намазывать клеем за один раз только те детали, которые должны быть окрашены в один цвет. После каждой такой раскраски лишний песок и крупы нужно хорошенько сдуть.

Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

Литература

1.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб.: КАРО, 2008. 96 с. + 16с. цв. вкл.

3.Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста

Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя н...

План работы по самообразованию на тему: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет

План работы по самообразованию.Воспитатель: Байракова Ольга Алексеевна Тема. «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет». Цели: повышение свое...

Консультация для родителей: «Нетрадиционное рисование с детьми младшего возраста»

Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня, Я рисую яркой краской, посмотрите на меня! Дошкольное  детство — очень важный период в жизни ребенка. ...

"Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 2-3 лет"

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то...

Мастер-класс для родлителей "Нетрадиционное рисование с детьми младшего возраста"

Материал для проведения совместной деятельности с родителями. Знакомтсов с нетрадиционными техниками , приемами и методами рисования с детьми....

Использование разных техник нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают малышу 2 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прек...