Мир ребенка в сюжетно - ролевой игре
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Гридина Оксана Юрьевна

Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_rebenka_v_syuzhetno_-_rolevoy_igre.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир ребенка в сюжетно - ролевой игре»

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Издавна философы, историки, этнографы, психологи и педагоги изучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка, сущность как средства воспитания, старались определить влияние игры на всестороннее развитие детей.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Ребёнок очень рад времени, когда родители играют с ним. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка средствами сюжетно-ролевой игры.

quot;Необходимыми элементами, обеспечивающими интереснуюигровую деятельность, развитие познавательных интересови моральных качеств ребенка, являются опыт - действие - общение. Особая роль при эт...

Консультация для родителей «Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры»

Консультация для родителей«Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры»...

«Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры»

laquo;Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры»...

Статья «Развитие сенсорного опыта ребенка через сюжетно – ролевую игру».

laquo;Развитие сенсорного опыта ребенка через сюжетно – ролевую игру»....

Статья "Развитие сенсорного опыта ребенка через сюжетно-ролевую игру"

Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения....

Сенсорное развитие ребенка через сюжетно-ролевую игру

В публикации описывается как можно развить сенсорное восприятие ребенка раннего возраста с помощью игры....