Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться?
консультация (старшая группа)

Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться? Когда ребенок должен начать говорить? Признаки значительной задержки речевого развития. В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaderzhka_rechevogo_razvitiya.doc41.5 КБ
Файл konsultatsiya_bezopasnost_zimoy.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речевого и психоречевого развития

– что это и как бороться?

Когда ребенок должен начать говорить?

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается от 50 до100 слов.

В 2,5 года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, задавать вопросы «где?», «куда?». В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). 

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек  на 4-5 месяцев.  До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разных предметов («ки» - киска, носки, кинуть). Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу.

Признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребёнку уже полтора года, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение),  не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

 

  В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.

Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.

Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении с взрослыми и сверстниками. Если речь ребёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из-за задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы.

 

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?

Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств.

  Причины: - неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии.

  При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

  Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны, которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

   Дорогие родители! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя, тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнка ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся - это крайне безответственная позиция! 



Предварительный просмотр:

 «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ЗИМОЙ»

Зима – пора интересных дел, новых впечатлений. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми в зимнее время, убедительно просим Вас позаботиться о безопасности ваших детей.

Правила безопасной прогулки

- Наденьте ребенку шапку, шарф, варежки и застегните куртку, не выходя из дома, чтобы холодный воздух не проник под одежду.  

- Если вы вместе с ним на улице, следите за тем, чтобы он не бегал и не толкал других детей, объясните ему, что можно получить травмы.  

- Объясните, что при игре в снежки нельзя их бросать их в голову.

- Расскажите ребенку, что нельзя есть снег и грызть сосульки, а также облизывать металлические поверхности.  

- Не позволяйте ему прыгать в сугроб, ведь под снегом могут быть разбитые бутылки, камни, мусор.

Безопасность при катании на санках

- Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей. Если санки оснащены ремнями безопасности, то обязательно пристегните ребенка.  

- Не разрешайте ребенку прыгать с трамплинов на санках, так как это может привести к травмам.

-Если при катании ребенка на санках вам необходимо перейти дорогу, его необходимо высадить из санок. Не катайтесь с ребенком вместе на одних санках.

Безопасное катание на горках

- Расскажите ребенку, что на горках нужно вести себя аккуратно и дисциплинированно, соблюдать очередь при спуске.  

- Проследите за тем, чтобы горку не перекрывали деревья, кусты, столбы уличного освещения или заборы.  

- Запретите ему кататься с горки стоя.

- Запретите ребенку кататься с горок, которые расположены рядом с дорогой, водоёмом.  

- Научите ребенка правильно падать: во время падения нужно стараться перевернуться на бок, согнув и поджав колени.

Безопасное катание на «ватрушках»

- Для «ватрушек» нельзя выбирать горки с уклоном больше 20 градусов. Нельзя использовать их в местах, где есть трамплины.  

- Садиться в «ватрушку» нужно, как на стул - откинуться назад и согнуть  ноги в коленях.  

- Нельзя прыгать на нее с разбегу, при спуске лежать на ней, катиться  друг на дружке и толпой.  

- Не надо также связывать «ватрушки» паровозиком: если перевернется одна, то же произойдет и с остальными.

- Необходимо помнить, что на «ватрушках» нельзя кататься стоя.

- Спуск с горы должен иметь пологую площадку для остановки. Особая опасность - спуски, выходящие прямо на проезжую часть.

Правила безопасного поведения при гололеде

- Подберите ребенку удобную, нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.  

- Объясните, что необходимо смотреть под ноги, обходить замерзшие лужи, склоны, лестницы.  

- Расскажите, что передвигаться нужно осторожно, наступая на всю подошву.  

- Объясните ребенку, что во избежание падающей сосульки или обледенелой ветки нельзя ходить вблизи зданий и деревьев.

- Предупредите: если он поскользнется, необходимо присесть, чтобы снизить высоту падения и смягчить удар о землю, сгруппироваться и упасть на бок.

Правила безопасного поведения на льду

 - Объясните ребенку, что выходить на лед очень опасно, и расскажите об опасности игр на льду.  

- Предупредите его, что нельзя подходить к водоемам и проверять прочность льда ударом ноги.  

- Не играйте с ребенком на льду, подавая плохой пример, ведь дети копируют поведение родителей.  

- ПОМНИТЕ, что учить ребенка катанию на коньках нужно только на специально оборудованных ледовых площадках!

Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Многое зависит от вас. Обучение, старание поможет им избежать многих опасных детских неприятностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться?

Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в...

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

Консультация "Развитие связной речи дошкольников с задержкой психоречевого развития"

данный материал содержит информацию об основных направлениях работы с воспитанниками с ЗПР в ОО "Речевое развитие" по такому направлени, как развитие связной речи....

"Использование специального игрового оборудования в работе с ребенком с выраженной задержкой речевого и интеллектуального развития".

Я проучилась на курсах «Использование элементов песочной терапии, сказкотерапии и арт-терапии при работе с детьми». Это позволило мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации р...

Конспект занятия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой речевого и психического развития.

Конспект занятия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой речевого и психического развития....