Мастер-класс для родителей подготовительной группы по обучению грамоте
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме


Предварительный просмотр:

Тема: «Мастер – класс  для родителей «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»»

Цель:

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.

2. Знакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму.

3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

1.Ознакомление с основными направлениями и содержанием работы по подготовки детей к обучению грамоте (теоретическая часть)

2. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы для звукового анализа.

Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, картотека «Пальчиковая гимнастика», «Скороговорки», «Чистоговорки», , дидактические игры и упражнения: геродонт, «Волшебные резиночки», «Тим – Том», ребусы, выставка методической литературы.

Участники консультации - практикума: воспитатель, старший воспитатель, родители.

План консультации:

1.  Ознакомление родителей с универсальными учебными действиями (УУД),  которыми должен овладеть дошкольник на пороге школы  и содержанием работы по подготовки детей к обучению грамоте (теоретическая часть).

2. Вводно-организационный этап

3. Освоение приемов звукового анализа слов, работа над слоговой структурой, составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения.

4. Подготовка руки к обучению письму.

5. Заключительный этап. Рефлексия.

СЛАЙД 1

- Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Игра "Да – нет"

Цель: активизировать внимание родителей.

- Сейчас я вам предлагаю немного поиграть и ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

- Предлагаю Вам познакомиться друг с другом, пропев по слогам свое имя. Я начну…ОЛЬ - ГА.

- Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Важно, чтобы  ребёнок:

не пропускал буквы, не смешивал их при написании; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы. 

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным.

Работа  по обучению грамоте проводится в несколько этапов.

Сначала мы знакомим детей с неречевыми звуками.  Именно на этом этапе дается понятие «звук». Через игры «Узнай, что звучит?», «Где звучит  колокольчик?»,  «Громко – тихо», «На чем играет Буратино?», «Высоко – низко», «Что зачем звучало». Сначала даем звуки контрастные по звучанию (дудка – барабан), затем близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен), учимся у знавать и дифференцировать различные шумы (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги, стук карандашей, ручек, ложек).

Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

-умение работать со схемой слова, предложения.

-владения навыками послогового чтения.

5 – 6 – летние дети очень чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки. Главное – делать это играя!!!

Начинаем знакомить детей с гласных звуков.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 Гласные  обозначаются красным цветом. («любят носить красную одежду»). На этом этапе соединяем некоторые гласные и проводим анализ слов  из гласных звуков: АУ (потерялась девочка), УА (плачет малыш).  Дети запоминают артикуляцию гласных звуков и могут определить звук только по положению губ. («Сломанный телевизор»)

Динамическая пауза  с родителями.

Игра «Утки и окуни»

- Мы предлагаем Вам закрепить знание гласных звуков и поиграть в игру «Утки и окуни». Если я называю слово, которое начинается на звук «У» «плывут» утки (девочки), а если называю слово на букву «о», то «плывут» окуни (мальчики).

(улей, Орск, ольга, утконос, осень, Уфа, узор, окна, уксус,  остров, оптика).

Затем уже начинаем знакомство с согласными – твердыми и мягкими, глухими и звонкими.  Артикуляция согласных очень резко отличается от артикуляции гласных: воздух встречает препятствие.  Например: звук «М» - воздух встречает препятствие – губы.

 Чтобы определить звонкость – глухость  согласного, используем прием с горлышком – если горлышко «гудит», значит, звук звонкий. Если нет – глухой.

Чтобы определить твердость – мягкость согласного, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются.. Для характеристики согласных звуков используется символы: твердый – синим цветом, мягкий – зеленым.

Игра  с мячом  «Назови мягкого братца» (с родителями)

Вот самые простые игры со звуками.

  • Игра «Определи первый и последний звук в слове»

           «Назови предметы, название которых начинается (заканчивается)  тем же звуком»

  • Игра «Самолет» (по модели самолета ребенок показывает,  где находится звук: в начале, в середине или в конце)

          Например: звук «Р» - ракета, помидор, ворона)

  • Игра «Звуковой мячик»(твердый – мягкий согласный звук)
  • Игра «Кто больше назовет слов со звуком…»
  • Игра «Магазин»
  • Игра-соревнование «Кто больше назовет слов на  звук…»
  • Игра «Подарки для…»
  • «Какой звук заблудился?» (Тает снег, бегут ручьи, на ветвях сидят врачи)
  • «Поймай звук» (игра с шумовыми колокольчиками)
  • Игры с Звуквоедиком.

(к)ран, (ш)каф, (с)тул, сто(л), тарелк(а).

  • «Звуковая эстафета» (по первым звукам названия картинок надо прочитать слово, и составить это слово из букв)

Самое сложное для детей – это звуковой анализ.

Что это такое, я попытаюсь Вам объяснить.

При выкладывании схемы звукового анализа учим детей пользоваться алгоритмом.

Предлагаю сделать  звуковой анализ слова «мак».

В слове МАК три звука.

1. Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Обозначаем синим цветом.

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак).Обозначаем красным цветом.

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк).Обозначаем синим цветом.

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к).

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука).

 

Игра-загадка  «Назови слово по модели»

 Слоги и слова.

Слоги – это части слова. Посчитать слоги можно при помощи ладони. Сколько раз коснется руки подбородок, столько в слове и слогов. Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать.

!!!Важно помнить: сколько в слове гласных, столько и слогов.

  • «Кто в каком домике живет?»

http://images.myshared.ru/7/822016/slide_13.jpg

Игровые задания и упражнения.

  •  «Прошагай свое имя»
  • «Какое слово длиннее?»
  • «Доскажи словечко»
  • «Скажи наоборот» (антонимы)
  • «Скажи по-другому» (синонимы)
  • «Поставь ударение в словах» (замок или замок)
  • «Цепочка слов» («Города»)
  • «Раздели слово на слоги» (задание для родителей)

http://pedlib.ru/books1/1/0261/image028.jpghttp://pedlib.ru/books1/1/0261/image028.jpg

 

http://player.myshared.ru/9/909824/slides/slide_14.jpg

 

        

!!!Важно помнить, что показывая буквы, надо произносить не официальное название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает.

http://player.myshared.ru/9/909824/slides/slide_6.jpg

Знакомство с буквами.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов (например, зрительного, слухового)

Игровые задания и упражнения.

  • «На что похожа буква?»  (например: буква «О» похожа на дупло)
  • «Из каких элементов она состоит?» (коротких длинных палочек, полукругов)
  •  «Конструирование буквы» (счетные палочки, карандаши, мозаика, камешки, шишки, пуговицы)
  • Тестопластика . Игра «Определи наощупь, какую букву, слепил»
  • Ниткография. Игра «Изобрази букву с помощью нитки (шнурка)»
  • «Напиши букву в воздухе как Буратино (носом)» (футболист – ногой, дирижер – палочкой, локтем)

Задание для родителей «Напиши букву локтем»

  • Игра «Прятки» ( нужно найти  буквы, спрятанные в рисунках, отличить правильное написание от неправильного)http://for-schoolboy.ru/media/images/Kakie-bukvyi-spryatalis/index_clip_image001.gif

        

  • Игра «Определи букву по части»

http://takya.ru/nuda/vasileevoj-olegoj-leonidovnoj-uchitelem-rgskou-nachalenaya-shk/5.jpg

  • Штриховка буквы
  • Рисование на песке, манке или другой мелкой крупе.
  • Чтение веселых стихотворений.

«Дрожу от страха до сих пор! –

Воскликнуло полено,-

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!»

  • «Изографы»
  • «Умные ручки» (дети наощупь отгадывают и называют спрятанную в муфте букву)
  • «Угадай подаренную букву» (ребёнок должен узнать, какую букву ему написал на спине товарищ)
  • «Дорисуй по точкам»
  • «Живая буква» (в которой с помощью поз и движений дети должны показать букву. Кроме того «живые» буквы могут объединятся в слова)

Предложение. http://boombob.ru/img/picture/Jan/02/68d031e6ca0c4840c1795277081ddb09/2.jpg

Предложение – слова связанные между собой по смыслу.http://images.clipartpanda.com/colon-clipart-nTEn7R8TA.jpeg

  • «Живые слова» (поиграть с родителями)
  • «Составь предложение из слов…»
  • «Составь предложение по схеме»
  • «Нарису схему предложения»
  • «Что поставим в конце предложения?»
  • «Спроси, ответь, позови» (знакомство со знаками препинания)

Чистоговорки  находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным материал; а также способствуют развитию голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

 ОМ-ОМ-ОМ-МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ 

  • «Скажи медленно-быстро»
  • «Скажи громко – тихо»
  • «Скажи с различной интонацией» (восклицательной, вопросительной)
  • «Скажи как…(мышка, медведь, лиса)»
  • «Пропой чистоговорку» (на мотив русской народной песни)
  • «Закончи чистоговорку»

ОК-ОК-ОК-БАБОЧКА СЕЛО НА…(цветок)

  • «Эхо» (дети повторяют только конец)
  • «Проговори и прохлопай»
  • «Проговори и прохлопай, подбрасывая мяч вверх»
  • «Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую»
  • «Составь чистоговорку по картинке»
  • «Посчитай»

АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ

ША-ША-ША-ДВА КАРАНДАША

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ-ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ

  • «Придумай чистоговорку»
  • «Выложи чистоговорку» (с помощью фишек)

Скороговорки помогают научиться  четко и красиво говорить, а такжу будут способствовать улучшению дикции и памяти.

  • Игра «Отгадай звук»

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р)

  • Игра «Отгадай скороговорку по картинке»
  • Динамическая пауза «Говори и делай»

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)

Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)

У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.)

Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)

А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)

Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

Систематически на звнятиях по обучению детей грамоте мы используем

ребусы.  Разгадывание ребусов заставляют ребенка подумать , сопоставить, проанализировать слово, зашифрованное в ребусе.

Игра – задание для родителей: «Разгадай ребус».

Развитие общей мелкой моторики.

Формирование элементарных графических навыков.

  • «Шнуровка»
  • Пальчиковые игры (игра на пианино)
  • Пластический материал
  • Завязывание – развязывание узелков
  • Сухой бассейн
  • «Золушка» (перебирание крупы)
  • «Веселые бусы» (игра-соревнование)
  • «Лабиринты»
  • Мозаика, пазлы, ЛЕГО
  • Штриховка фигур, букв, цифр.
  • Печатание букв, обводка по контуру
  • Игра-соревнование «Кто быстрее» (выкладывание узоров, наматывание ниток на катушку)
  • «Веселые прищепки»
  • Обведи по точкам
  • «Допиши букву»
  • Моделирование букв из палочек, пуговиц, спичек
  • «Пазлы», в которой дети из отдельных частей составляют букву.
  • «Волшебные резиночки», где дошкольники вначале по образцу, а затем по памяти должны составить буквы из резиночек.
  • Работа с ножницами
  • Пособия «Завяжи шнурки», «Застегни пуговицы» (игры – соревнования)
  • «Веселые прищепки»  («Кусается больно котенок – глупыш, он думает это не палец, а мышь»)

Уважаемые родители! В процессе работы Вы откроете для себя много новых приемов, которые помогут вашему ребенку лучше и быстрее запомнить буквы, соединять их в слоги, а затем в слова.   Будьте терпеливы и внимательны,  и успех вам обеспечен!

  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по развитию речи (раздел "Обучение грамоте")

Цель:Повышение теоретического и практического уровня педагога в вопросах по обучению грамоте.Показать эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать пе...

Рекомендации родителям подготовительной группы по обучению грамоте.

Рекомендации родителямподготовительной группы по обучению грамоте....

Конспект совместного мастер-класса детей и родителей подготовительной группы по нетрадиционному правополушарному рисованию

Цель: формировать у детей эстетическое представление об особенностях составления композиции. Задачи: продолжить обучение владения кистью, закреплять навыки рисования приемом мазка. Знакомить со спосо...

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Увлекательное обучение грамоте».

Повышение педагогической грамотности родителей, расширение знаний родителей об обучении грамоте.Сформировать у родителей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте...