Использование ТРИЗ как средство развития ребенка
статья (старшая группа) на тему

Куулар Наталья Николаевна

Используя приемы ТРИЗ желаю Ва вырасти современного, творческого умеющего принимать нестндртные решения в трудный момент человека   в круто меняющееся время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТРИЗ как средство развития современного ребенка.

Тема, которой я занимаюсь «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста» Данная  тема является новшеством в образовательной сфере по сравнении с другими, в связи с тем, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Одной из причин недостатка в речевом развитии в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинают с первых дней его жизни.

   Поэтому мной поставлена цель развит речь детей с помощью развития нестандартного мышления, формирование ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций . Я провожу вместе с детьми  игры как: «Необычные загадки", " Что таким бывает", "Паровоз", "Угадай чьи следы?". Занятия по ТРИЗу строились на таких видах деятельности , как : дидактические игры и упражнения ; уроки-наблюдения; природа; экскурсии ; социальная среда; игра и труд. Когда у  детей  будет своевременно развита словарь, грамматика и связная речь- один из важных факторов  подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого

. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги[7].

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики . В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было[6].

А.Г. Арушанова говорит о том, что яркой характеристикой речи старшего дошкольника является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи[4].

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. (5)

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”[2], так считали основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление и правильную речь.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры:

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Игра “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

“Загадалки-узнавалки” Кто стучит, как в барабан

На сосне сидит . . .(дятел)         Ай, какой я молодец,

Красный, круглый.(помидор)

Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.

Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».

Результатами  использования приёмов ТРИЗа в развитии  детей дошкольного возраста  являются:

–  повышение концентрации внимания.

– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи:

– развитие изобретательских способностей и мышления детей.

– положительная динамика в развитии памяти.

– активизация мыслительной деятельности.

– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны.

Используя приемы ТРИЗ желаю Вам вырасти современного творческого, умеющего принимать нестандартные решения в трудный момент человека в круто меняющееся время.

Воспитатель МБДОУ №24 г.Кызыла

Куулар Наталья Николаевна

Список  литературы

1.Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. – М., 2007. – 400 с. ISBN 987-5-9614-0534-7

2.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Сов. Радио, 1979.

3.Альтшуллер Г. С. /Альтов Г. / И тут появился изобретатель. –М.: Детская Лит-ра 1984, 1989.

4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

5. . Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование»

. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. - (Для средних спец.учебных заведений)

6. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – С.130 – 132.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ТРИЗ в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей о том, как ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) может помочь развить речь ребёнка....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В материале раскрывается методика ТРИЗ в контексте работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной к школе группах...

Конспект педагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к Капельке»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к  Капельк...

Использование игры как средства развития ребенка.

Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, наталки...

Использование дидактических игр по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамм...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....