Народная игра - это наше детство, забавы старшего поколения - наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Народными мы называем как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства. Игры - удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Игра - деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Игра является способом познания окружающего мира. Малыши знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания.
Игра «Волк и овцы» «Пасу, пасу овечек недалеко от речки. Волк за горою, серый за крутой И днем и ночью рыщет. Моих овечек ищет. А я волка не боюсь. Батожком оборонюсь, Кочерыжкой отобьюсь!» Игра «Пастух и волк» «Пастух-пастушок, заиграй в рожок! Выгоняй скотинку на зеленую равнинку: Овечку - на речку, Свинку-под осинку, Козочку – под горочку, Коровку - в дубровку, лошадку - на травку» Игры отображали быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика, лису, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Появились игры «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок» Огромное познавательное значение для ребенка имели самодельные игрушки из различных материалов (дерево, глина, камень, кость) Играли ими дети, начиная с 2-летнего возраста. Старшие ребята или взрослые мастерили их специально для маленьких с любовью и душой. Сделанные из дерева они согревали и успокаивали малыша. Свистульки, дудки, рожки помогали развивать слух, игрушки типа мельницы, волчка, юлы знакомили с элементами техники. Игрушек было мало, и дети ценили и берегли их. Старшие дети 6-8 лет сами мастерили себе игрушки, сначала подражая взрослым, потом придумывая что-то свое. Мальчики при помощи ножа вырезали из куска полена разных зверей: мишек, зайчиков. Игрушки были очень качественными выразительными. Девочки больше были с мамой и бабушкой и всегда помогали им по хозяйству: шить, вязать, варить. Они рано брались за иглу, шили куклам платья; играли в «дочки-матери», «свадьбу», «посиделки». Сопровождались забавы русскими песнями, которые дети слышали от взрослых. Наши дети сегодня играют молча. В редких случаях можно услышать современные песни, но они не отражают быта людей. Таким образом, все вышесказанное еще раз доказывает, что народная игра-отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. |
Русские народные игры для дошкольников
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», игры с мячом. Игра «Жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т.д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами. Немало таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель («Городки», «Лапта» и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, "Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). В играх типа "Много троих, хватит двоих", "Горячее место" сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре "Краски" покупатель переговаривается с водящим: - "Тук-тук!" - "Кто там?" - "Покупатель". - "Зачем пришёл?" - "За краской" - "За какой?" -"За голубой" Привлекательны для детей в русских играх различные попевки. В игре "Уголки" каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий - водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. В играх типа "Горелки" текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх.
Игры можно разделить по видам движений: игры сбегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Есть игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.
В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина. Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.
|