Консультация для воспитателей «Народные игры как фактор улучшения эмоционального настроя дошкольников»
консультация на тему
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, их труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной сраны, создаётся эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_narodnye_igry.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Народные игры как фактор улучшения эмоционального настроя дошкольников»
Воспитатель МБДОУ №74 г.о.Самара
Яковлева Юлия Михайловна
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, их труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной сраны, создаётся эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития. Именно поэтому игра признана – ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастух» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажей и их действие, которое надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самодеятельности действий. Так, например, в связи с движением водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка – выручалочка», «Пятнашки» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действие и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условие, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него чувства. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, сложности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Например,
Кто засмеется,
Губа задерётся.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становиться ведущим.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за ее точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка) взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход неожиданно. Такой прием доставит детям удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Объяснение новой игры может проходить по – разному, в зависимости от вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально – выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий. В конце игры следует положительно оценить поступки ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру можно объяснить образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди» и т.д.) и перейти к распределению ролей, которые, помимо применения считалок, проходят путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким, отклонить просьбу самоуверенного ребенка).
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выходы из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные игры с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей:"Народные игры, как фактор улучшения эмоционального настроя"
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтере...
Консультация для воспитателей "Народная игра - как средство формирования личности"
В выступлении говорится о том, что передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр. Во – первых, народная игра представляет собой образец высоко педагогического мастерства...
Консультация для воспитателей "Народные игры – ступень к познанию национальной культуры"
Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка. Игра развивает физически, психически, интеллектуально и, конечно, эс...
Консультация для воспитателей "Народные игры в практике воспитателя"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....
Консультация для воспитателей Тема: «Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»
Консультация для воспитателейТема: «Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»...
Консультация для педагогов "Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника"
Данный материал о влиянии на развитие дошкольника народного творчества...