Консультация для педагогов «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_vypusknik_narodnye_igry_v_nravstvenno-patrioticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 11 «Белоснежка»
Города Тынды Амурской области
ГМО «Выпускник»
Консультация для педагогов
«Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Подготовила: воспитатель МДОБУ ДС № 11
Осипчук Н.В.
г. Тында
2017 г.
Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития не только психических процессов ребенка (память, внимание, воображение, речь, эмоциональная сфера и т.п., но и эмоционального отклика на ценности человечества. Доброта, сопереживание, сотрудничество, помощь друг другу, поддержка, и т. п. находят свой отклик в душе детей, посредством специально организованных подходов в нравственном воспитании.
Для формирования истинных человеческих ценностей необходимо детей приобщать к изучению культуры своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять, принять и изучать родной язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Для того, чтобы именно пробудить любовь к Родине, а не привязать, необходимо знакомить детей с многообразием культурных традиций и особенностей нашей родины, познакомить с народными праздниками и развлечениями. Показать детям их красоты и увлечь народными играми, побудить интерес к ним.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания.
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Работа по знакомству детей с народными играми может начинатся с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки».
В младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др., драматические «Заинька», «Дрёма»).
И уже в средней группе используются все виды народных игр.
Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов-шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.
Выделяются следующие функции народных игр:
1. Коммуникативная - игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех играющих вместе и зрителей.
2. Компинсаторная – в игре человек не только тратит, но и восстанавливает свою энергию: психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточной физической работой других органов. Игра позволяет вовлечь в работу органы, которые ранее бездействовали, тем самым формируя жизненный тонус человека.
3. Функция воспитания и обучения - игра позволяет создать для детей ситуацию, направленную на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, физического развития.
4. Подготовительная – подготовка через игру к настоящей жизни.
5. Функция прогноза – игра обладает большой предсказательностью, в игре можно экспериментировать с собой или с кем то другим (игры – «дочки-матери», «отец зарабатывает деньги», «мама готовит еду»)
Особенностями народной игры являются:
1. Игра создает предпосылки для освоения социально ценных стереотипов поведения, которые становятся специальными регуляторами отношений в социальной среде; через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему в социальном мире;
2. Народная игра реализуется на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях сговоренности, отражает особенности определенного исторического момента развития общества, претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических, культурных и др. факторов;
3. Народная игра способствует выработке социально-нравственных качеств в соединении с психолого-педагогическими условиями.
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества:доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.). Также может варьироваться и инвентарь (в «Лапте» - размеры биты, мяча, в «Жмурках» - размеры повязки, в «Чижике» - размеры чижика, биты или кона и т. д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Сущность и особенность народных игр, заключается в формировании системы ценностей человека и приобщение к духовности и нравственности своего народа, что целесообразнее осуществлять с детского возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....
«Народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов
laquo;Народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов...
Консультация для педагогов «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Для формирования истинных человеческих ценностей необходимо детей приобщать к изучению культуры своих предков....
Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников"
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное зн...
Консультация.НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Консультация НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Консультация для педагогов "Народные игры. Их роль в развитии дошкольника"
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»Протокол участия в педагогическом совете №3 "Речевое развитие детей дошкол...