Если ребенок не говорит!
консультация на тему
Основное внимание необходимо уделять воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ребёнок не говорит или говорит очень мало, то хочу предложить приёмы, стимулирующие развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_ne_govorit.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не говорит!
Если ребёнок в 2 - 2,5 - 3 года совсем не говорит или говорит мало слов – это вызывает тревогу у родителей, они обращаются к врачу, к логопеду. И это совершено правильно, так как задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Однако педагоги из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребёнка может идти скачкообразно. Сначала накапливается пассивный словарь, при этом в активной речи большое место занимает лишь лепет и произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов.
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Ранний возраст является периодом бурного развития речи: интенсивно развивается понимание речи, на фоне которого происходит активное овладение словарем. Первые годы жизни ребенка (с 1,5 до 3 лет) – сензитивный период для усвоения родного языка, возраст, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи (С.А.Миронова, Р.Е.Левина). Этим фактом определяется необходимость ранней коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Особенность развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обуславливают важность оказания комплексной помощи на ранних этапах.
Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ребёнок не говорит или говорит очень мало, то приёмы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьёт молоко».
2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот приём, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
3. Провокация, или искусственное не понимание ребёнка. Этот приём заключается в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится “ глухим “ и “ глупым “. Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, он будет возмущён, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказывания малыша, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит “ Суп “. Вы же продолжаете: «Суп овощной», «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приёмом вы постепенно подводите ребёнка к тому, чтобы он овладел более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм и постепенно проникать в её смысл.
6. Выбор. Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, ели это право ему предоставляется взрослым: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».
7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребёнок не находит подходящих слов и выражает их другими способами – через рисование, лепку аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Ребёнок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача – облечь мысль ребёнка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ – в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков набирается достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребёнок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.
8. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребёнок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте – вскоре он начнёт пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте правильно!
9. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью.
Хорошо при этом использовать забавную потешку:
1,2,3,4,5 - будем листья собирать! загибаем каждый палец ребёнка в кулачёк, Листья берёзы, листья рябины разгибаем и разминаем каждый пальчик Листики тополя, листья осины, от кончика к основанию, начиная с мизинца Листики дуба мы соберём – Маме осенний букет принесём! показываем ладошку
(выполняем упражнение с правой и левой рукой).
Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребёнка, можно: запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину; мять руками поролоновые шарики, губку; рвать на мелкие кусочки бумагу. Очень полезно сжимать и разжимать кулачки (при этом можно играть, как будто кулачок это бутончик цветка); делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким; «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; показать отдельно только один большой палец, а затем, по-отдельности, и все другие; кистями рук делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе; собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались). Можно нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль); закручивать шурупы, гайки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, матрёшками; рисовать рукой и пальцами в воздухе, на песке, на крупе; играть с песком, водой; рисовать мелом, мелками, гуашью, углём и др.
10. Развивайте артикуляционные возможности ребенка. С помощью «зарядки для язычка» тренируются правильные полноценные движения речевых органов, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата. Ежедневно выполняйте зарядку для язычка и губ, и у Вашего малыша появится больше шансов заговорить не только быстро, но и правильно.
Её легко сделать любимой и весёлой игрой для малыша. На широких просторах Интернета Вы можете найти большое многообразие веселых сказок о язычке. Можете сами нарисовать забавных персонажей с прорезями для язычка и сочинить уже свою сказку.
А ещё проще – положите под подушку малыша маленькое зеркальце из маминой косметички. Перед сном вспомните с малышом, как целый день трудился язычок: он выглядывал из домика ротика и прятался в него, он смотрел вверх на солнышко, вниз под ножки, он прыгал по дорожке, отдыхал на крылечке, пел свою любимую песенку «ля-ля-ля….» и т.д. Эта игра займет всего 2-3 минуты, а польза будет колоссальной. Не забывайте, что дети до 3 лет чувствительны ко всем воздействиям.
11. Выполняйте мимические упражнения. Такие упражнения помогут ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать с помощью мимики. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Вспомните героев любимых сказок, мультфильмов, стихов, песенок и т.п. Покажите вместе с малышом с помощью мимики злого, доброго, хитрого, смешного, грустного и т.д. персонажа. Будет ещё лучше, если вы передадите эмоциональное состояние героя и интонацией (ой-ой-ой, ух, эй, ай-ай, ааааа, ох-ох-ох…..).
12. Развивайте дыхательный аппарат ребёнка. Дыхание – это энергетика, «топливо» нашей речи. Сначала научите малыша нюхать: вдох носом, а на выдохе долго протяжно произносим «а-а-а-а…..». Понюхайте душистое мыло, ручки после мытья, ароматную кашку, супчик, яблочко, конфетку, цветочек или просто весну (лето, зиму, осень) на улице и т.п. Играйте на игрушечных духовых инструментах. Дуйте в трубочки для коктейля, опущенные в стакан с небольшим количеством воды – эта забава очень любима детьми. А как любят малыши задувать пламя свечи! Во время прогулки подуйте на снежинки, на первые листочки, травку, одуванчик или превратитесь с малышом в осенний ветерок и сдуйте с ладошки желтый берёзовый листочек. Сделайте вместе с малышом забавные игрушки на развитие дыхания.
13. Активизируйте имеющиеся у малыша речевые средства (лепетные, облегченные слова, звукоподражания), развивайте словарь ребёнка на основе подражательной деятельности. Для этого подберите картинки-символы, которые легко назвать с помощью звука, слога, звукоподражания (Приложение 3). Пусть картинок будет 10-15 штук, и они будут включать и те, которые Ваш малыш уже умеет называть. Посадите малыша к себе на колени и начинайте сами чётко называть картинки. Сначала ребенок будет внимательно Вас слушать, затем начнёт проговаривать те звукоподражания, которые уже есть в его речи, а потом он повторит за Вами и назовет новые предметы. Наберитесь терпения! Такие «уроки» (они займут 3-5 минут)
нужно проводить ежедневно. В следующий раз покажите и назовите эти картинки папе, бабушке, дедушке, а потом вспомните, что их ещё не видел любимый зайка, мишка, котик и т.д. Меняйте картинки, добавляйте новые, которые малыш ещё не может назвать. Чтобы они не наскучили малышу, после занятия уберите их куда-нибудь в недоступное для него место. Эти занятия с картинками всегда должны вызывать радость и интерес у малыша.
14. Развивайте психологическую основу речи – память, воображение, внимание, мышление. А.Р. Лурия, Л.С. Выготский отмечали неразрывную связь слова и мысли. Мышление и речь – два взаимосвязанных процесса. Развиваем речь – развивается мышление, развиваем мышление – развивается речь. Играйте с малышом в настольные игры (лото, домино и т.п.), собирайте разрезные картинки, пазлы и т.п. Дети очень любят игры типа «Кто убежал?», «Чего не стало?», «Что поменялось?» и т.п. Если ребенок имеет задержку речевого развития, то обязательно сходите на консультацию к психологу.
15. Посещайте врача невролога. Регулярное медикаментозное лечение при задержке речевого развития (отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет) просто необходимо. О его значении Вам расскажет врач.
Уважаемые родители! Данные приёмы помогут Вашему малышу быстрее заговорить! Но не забывайте главного – речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослого. Речевое общение с ребёнком должно быть достаточным. Больше разговаривайте с малышом! Важно помнить: Ваша речь – это образец для подражания! Неразумным является «сюсюканье» в общении с ребёнком, речь взрослого не должна быть быстрой, сбивчивой. Говорить нужно чётко, медленно, понятно! Больше читайте детям книг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ребенок не говорит
Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...
Консультация для родителей "Что делать если ребенок не говорит?"
Консультация для родителей...
консультация для родителей "Если ребенок не говорит"
Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...
Если ребенок не говорит...
Консультация для родителей, воспитателей....
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...