Если ребенок не говорит...
материал на тему

Павлова Ольга Александровна

Консультация  для  родителей,  воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_ne_govorit.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

                                                                    Консультация  логопеда        

 

          

 С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

           Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.                                                                                                           Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

 1.      Выполнение артикуляционных упражнений

Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

Открывать и закрывать «домик».

Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

 «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

.Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).

Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

а) сдувать ватку с кончика носа;                                                                                          б) дуть через трубочку в стакан с водой;                                                                         в) дуть на мельницу или султанчики. 

2.      Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

1.      Играет на «пианино».

2.      «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

3.      Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

4.      Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

5.      Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6.      Покажи «козу».

7.      Покажи «ушки у зайчика».

8.      Играем на «барабане».

9.      Хлопаем в ладоши.

3.         Работа с мелким раздаточным материалом

1.      Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

2.      Работа с вкладышами.

3.      Пирамидки различных размеров.

4.      Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

5.      Шнуровка:

             а) используют плотный картон с дырочками;

             б) учиться завязывать шнурки.

6.      Застёгивание пуговиц.

7.      Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

4.      Аппликация

Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации:

 «Праздничные флажки».

 «Собираем яблоки».

 «Цветы»

 «Мы идем на праздник» (наклеить флажки, шары, цветы).

 «Куклы неваляшки» - яркие рубашки (из двух ярких кружочков).

Укрась елочку игрушками (дается контур елочки)

Украсим узором полоски (наклеить кружки 2-х цветов на полоску)

Украсить коврик (по замыслу)

Строить дом (на прямоугольник наклеить квадратики).

5.      Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

6.    Развитие словаря

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.

Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.

. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.

Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.

Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.

Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.

Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.



 

Комментарии

Николаева Татьяна Петровна

Ольга Александровна, вы пишите, что часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Я думаю, что это было бы здорово. К сожалению, очень часто можно констатировать тот факт, что родители наоборот не уделяют должного внимания детям. Порой они не слышат недостатков речи своих детей и не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Безусловно, я согласна с вами, речь является не врожденной способностью ребенка, а приобретенной и ваше занятие многое может изменить если его выполнять ежедневно. Спасибо.