Стремление обзавестись верным другом. Культ дружбы
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Стремление обзавестись верным другом. Культ дружбы.
Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних.
В основе юношеской тяги к дружбе – страстная потребность в понимании другого и себя другими и самораскрытии. Собственное «я» кажется подростку одновременно и очень значительным, и условным. Общение с самим собой стимулирует рождение юношеских дневников. Но воображаемые друзья не заменяют друзей из плоти и крови. Были исследованы ценностные критерии дружбы. Считают ли подростки дружбу исключительно интимными отношениями или поверхностным приятельством. Высшие человеческие ценности во все времена были дефицитными. От 45-72% старшеклассников и студентов считают, что настоящая дружба встречается редко.
Хотя достаточно четких возрастных тенденций не наблюдается, среди юношей доля оптимистических ответов снижается с 55 (семиклассники) до 33 (десятиклассники) и 31,5% (студенты). Более заметны половые различия. В VII-IX классах девушки считают дружбу более редкой, чем юноши. В старших возрастах разница не только уменьшается, но девушки начинают отвечать оптимистичнее, чем юноши (40% положительных ответов в X классе и 41% в студенческой выборке).
Но уровень запросов еще ничего не говорит об их содержательных критериях. Значительно информативнее в этом плане незаконченное предложение «Друг – это тот, кто…» и «Друг и приятель – не совсем одно и то же, так как…», которые должны были окончить опрашиваемые.
От одной до двух третей опрошенных, в зависимости от возраста, дописывая второе предложение, подчеркивали близость и доверительность дружбы: «друг знает о тебе все», «друг намного ближе».Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь и верность («приятель – подведет, друг – никогда») и т. д. Еще более реальную картину дает распределение ответов по предложению «Друг – это тот, кто…» в определениях дружбы, не связанных заданными рамками сравнения, преобладают два мотива:
- требование взаимопомощи и верности и
- ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.
Характерно, что с возрастом мотив понимания заметно усиливается: у юношей 16% в VII до 40% в X классе, а у девушек соответственно с 25-50%. Это частичная переориентация связана с развитием самосознания. Юношеская дружба чрезвычайно эмоциональна.
Потребность в достойном положении
в коллективе сверстников и в семье.
Из факторов социализации, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья, как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.
Потребность старшеклассников в общении и реальное общение в %.
Партнеры | Регламентированное общение | Нерегламентированное общение | ||
Потребность в нем | Реальное общение | Потребность в нем | Реальное общение | |
Родители и близкие родственники | 4,7 | 70,8 | 66,6 | 29,2 |
Учителя | 8,3 | 95,7 | 10,9 | 4,3 |
Другие взрослые | 2,6 | 98,6 | 6,5 | 1,4 |
Близкий друг – сверстник | 0 | 0 | 68,2 | 56,2 |
Другие сверстники | 4,6 | 68,4 | 24,3 | 31,6 |
Ориентация на малую группу сверстников, на общественное мнение класса, на учителя как отличительная черта младших подростков.
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффиллиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-нибудь группу или общность.
Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
Список литературы:
- И.С.Кон Психология ранней юности. М: Просвешение, 1989г.
- И.Ю. Кулагина, Л.М. Фридман психологический справочник учителя. М: Просвещение, 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА «ВЕРНЫЙ ДРУГ - ДОРОЖНЫЙ ЗНАК»
Одной из черезвычайно актуальных и важных задач является обеспечение безопасности детей на дорогах. знание одних лишь правил дорожного движения недостаточно для обеспечения их безопасности.Каждый ребё...
Родительское собрание в старшей группе "Игра - как верный друг и помощник в работе с детьми"
Познакомить родителей с играми на развитие фонематического слуха, на развитие лексико-грамматических категорий и развитие пространственных представлений.Развиваем умение играть самим в речевые игры и...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Наш верный друг – чудесный мяч»
Тема: «Наш верный друг – чудесный мяч»Приоритетная образовательная область: «Физическая культура»Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Коммуникация», «...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Наш верный друг – чудесный мяч»
Тема: «Наш верный друг – чудесный мяч»Приоритетная образовательная область: «Физическая культура»Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Коммуникация», «...
Проект "Мой верный друг" для детей 4-5 лет
Развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности....
Консультация для родителей "Мой ласковый и верный друг"
Консультация для родителей посвящена празднику - Всемирный День домашних животных. В консультации размещены практические советы, чьи дети проявляют жестокость и равнодушие к животным, как ...
Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Верный друг - настоящий друг»
Цель: Автоматизация звуков [р, р’], [л, л’] в связной речи...