Статья для родителей "Ранний возраст"
статья (младшая группа) на тему
Статья для любознательных родителей.
Разработана по материалам О.Б. Дарвиш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_lyuboznatelnyh_roditeley_ranniy_vozrast.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для любознательных родителей
«Ранний возраст»
(по материалам О.Б. Дарвиш)
Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).
Социальная ситуация развития в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок-предмет-взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова).
Основными достижениями раннего возраста являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.
Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях:
- Переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать;
- Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.
Центральные новообразования – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.
Прямохождение.
Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.
Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.
Речь.
В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли.
Развитие речи идет по двум направлениям:
- Совершенствуется понимание речи взрослых;
- Формируется собственная активная речь.
Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.
Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.
Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого выполняя его требования.
Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.
Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого.
Речь становится основным средством общения.
Восприятие.
По мысли Л.С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.
Развивается зрительное и слуховое восприятие.
Мышление.
Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.
Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей.
У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение.
Память.
Память проявляется в активном восприятии – узнавании.
Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.
Доминирует непроизвольная память.
Внимание.
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.
Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.
Самосознание.
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.
Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Малыш раннего возраста и его адаптация к новым условиям"
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требован...
Статья: «Малыш раннего возраста и его адаптация к новым условиям"
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требован...
Математическая игра с элементами экономики. «Как три поросенка хотели стать экономными» (старший возраст)
Математическая игра с элементами экономики. Экономическое воспитание надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный многоплановый процесс....
Статья ( группа раннего возраста) "Закаливание детей раннего возраста"
Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природыдля повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.Дети ,закаливание котор...
Статья "Кризис семилетнего возраста"
Как вести себя родителям. Как помочь ребёнку адаптироваться в школе. Причины. Пути решения....
Статья "В каком возрасте ребенку лучше идти в школу"
Для некоторых родителей ответ на этот вопрос очевиден - семь лет! Но не все так просто, давайте разбираться. Ведь часто встречаются дети, которым к 1 сентября будет 6, 5 лет...Вот тут перед родителями...
Статья на тему " Возраст упрямства или кризис трех лет ".
В статье подробно описываются все трудности этого возраста, обьясняются причины....