Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с нарушениями речи.
материал по логопедии по теме

Важенина Полина Сергеевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pds_no_2_bahareva_p.s.docx73.66 КБ
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx766.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя

в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с нарушениями речи.

Подготовила:

учитель-логопед Бахарева П.С.

Слайд 1

Слайд 2

Если говорить вам сложно – 

музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Слайд 3

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Слайд 4

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  1. структуру речевого нарушения;
  2. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  3. закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  4. всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Слайд 5

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Слайд 6

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

Слайд 7

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  1. постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  2. укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  3. формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  4. коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  5. развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  7. обучение умению связно выражать свои мысли;
  8. обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  9. развитие психологической базы речи;
  10. совершенствование мелкой моторики;
  11. логопедизация занятий и режимных моментов.

Слайд 8

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  1. слухового внимания и слуховой памяти;
  2. оптико-пространственных представлений;
  3. зрительной ориентировки на собеседника;
  4. координации движений;
  5. умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  1. темпа и ритма дыхания и речи;
  2. орального праксиса;
  3. просодики;
  4. фонематического слуха.

Слайд 9

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Слайд 10

Формы и виды взаимодействия

музыкального руководителя с учителем-логопедом

  1. План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  2. Журнал взаимодействия.
  3. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  4. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  5. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  6. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  7. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики.

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо.

Развитие мимики.

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией.

Развитие выразительности в пении и танце.

Развитие речевого дыхания.

Скороговорки.

Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания.

Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов.

Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса.

Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба.

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха.

Чтение стихотворений с выделением фонем.

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.

Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок.

Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции.

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата

(индивидуально).

Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием.

Развитие грамматического строя речи.

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизмов.

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря.

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи.

Формирование навыков составления диалога.

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи.

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен.

Развитие коммуникативных навыков.

Психологические этюды и коммуникативные игры.

Участие детей в музыкальных представлениях.

Слайд 11 (логоритмика)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад компенсирующего вида № 13 «Умка» ПДС № 2 «Преемственность в работе учителя-логопеда и других специалистов ДОУ на примере занятия-развлечения с элементами логоритмики» (взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя) Курган, 2013 год

Слайд 2

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!

Слайд 3

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное .

Слайд 4

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны: учитывать структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретённые на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.

Слайд 5

Принципы построения совместных занятий: Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. Занятия проводятся систематически, т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Слайд 6

Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем: Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.

Слайд 7

Учитель-логопед: постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии ; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов.

Слайд 8

Музыкальный руководитель: Развитие и формирование: слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Воспитание: темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.

Слайд 10

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом: План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок , речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок , музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Слайд 11

Логоритмика, друзья, умная наука! С нею, точно знаю я, не страшна нам скука. Логоритмика - забава и учёба, и игра! Очень любит заниматься этим делом детвора. Это знают все вокруг, логоритмика - наш друг! Она учит, исправляет, с нами весело играет! Движение, музыка и слово! Всё это связано толково. Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

В данной методической разработке представлены:1.    Функции учителя-  логопеда и воспитателей в ДОУ.2.    Лексико – тематическое планирование. Перечень художественно...

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и ро...

Календарно-тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в подготовительной к школе детей с нарушениями речи.

Чтобы работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи была эффективной, необходима тесная связь между специалистами. Тематическое планирование помогает осуществлять взаимосвязь в работе с детьми учителя -...

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не...

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...