Проект "Сегодня - мы вместе, завтра - я сам" в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа) на тему
Цели проекта: оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.
Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проек "Сегодня мы вместе, завера - я сам" в подготовительной к школе группе | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
- Проект
Подготовительная группа
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Цели проекта: оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.
Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе.
Целевая группа:
- родители, дети;
- педагоги ДОУ;
- специалисты начальной школы (учитель, психолог)
- учитель - логопед;
Планируемая деятельность по проекту
планирование мероприятий с учетом цели, с вовлечением родителей, и детей, специалистов в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Участники проекта смогут обменяться положительным опытом подготовки ребенка к школе. Получить ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением.
Родители :
уточнят и пополнят знания: о современной школе, о новых требованиях федерального государственного стандарта к детям, поступающим в школу, о возрастных психофизиологических особенностях 6-7 летных детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
смогут своевременно проконсультироваться по насущной проблеме со специалистами (психологом, учителем - логопедом, педагогом).
Педагоги и специалисты:
смогут привлечь родителей к активному участию в образовательный процесс ДОУ.
получат необходимую дополнительную информацию о детях и их родителях, знания о школе;
освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
Постановка проблемы
Выбранное мною направление деятельности не является для меня случайным, это результат анализа социокультурных условий, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Не секрет, что у родителей, приход ребёнка в первый класс вызывает опасение, страх, вопросы: В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Найдёт ли друзей в новом коллективе? Как сложатся отношения с учителем? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов, будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств, которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе" включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную), которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка.
В нашем городе достаточно образовательных служб, где родители могут проконсультироваться по вопросам готовности ребёнка к школе: школа, методическая служба детского сада, внешкольный центр (предшкольная подготовка детей), найти рекомендации в литературе, интернете, но я знаю, нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку, надо хорошо знать особенности и понимать внутренний мир своего ребёнка.. Для работы с родителями я отобрала очень интересный и необходимый материал и стараюсь разнообразить формы работы с родителями.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, пониманием его проблем и переживаний.
Важно, чтобы родители не только овладели психолого-педагогической информацией, но и могли грамотно ее использовать в семейном воспитании, учитывая индивидуально-личностные особенности своего ребенка. На помощь родителям и детям придём мы- воспитатели, учителя, учителя - логопеды, психологи, врачи - специалисты.
Описание деятельности в ходе проекта
При проведении мероприятий участники проекта будут придерживаться правил:
- предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
- все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
- ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Содержание мероприятий построено на материале рекомендаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью использования родителями с детьми дома. Тематика мероприятий подобрана таким образом, чтобы были рассмотрены вопросы, которые в большей степени вызывают у родителей затруднения. В основе каждого мероприятия совместная деятельность родителей с детьми, коммуникативные игры.
Проведение мероприятий будет проводиться два раз в месяц, в пятницу.
Каждое мероприятие начинается с постоянного ритуала («Волшебный клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты»), чтобы участники могли настроиться на совместную деятельность, общение. Главное для нас на каждом мероприятии - эмоциональное раскрепощение, активность каждого участника.
Заседание участников проекта . «Давайте познакомимся».
Цель: знакомство участников проекта, установления эмоционального контакта.
- знакомить слушателей с планом работы по проекту, провести анкетирование по вопросу «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе»
- проведение рисуночного теста с детьми «Моя семья»
Ведущий проводит серию упражнений, в которых принимают участие и взрослые и дети: «Как меня зовут», «Дотронься до..», «Ветер дует на…», игра-беседа «Узнай по описанию»
Участникам проекта предлагается оформить газету с фотографиями, высказываниями, семейными историями и т. д. (свободная форма), и познакомить участников со своей семьёй.
2. Семинар-практикум для родителей
“Как подготовить ребенка к школе?”
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.
План:
- Семья – первая ступень в жизни человека.
- Традиции, воспитательная линия членов семьи, влияющие на будущего школьника.
- Роль семьи в развитии познавательной активности, эмоционально-волевой сферы детей.
- Создание условий: сотрудничество, совместная деятельность, собственный пример, искренняя заинтересованность, руководство, поощрение.
- Система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
- Значение, направления, перспективы.
- Готовность отдать ребенка в школу: личные требования к ребенку воспитателю, учителю…
В ходе семинара старший воспитатель ДОУ отметит, насколько велика роль семьи в становлении ребенка как личности, а также, в подготовке его к школьному обучению.
- Воспитатель и учитель начальных классов определит роль семьи в развитии познавательной активности.
- Дадут ряд практических рекомендаций, ответив на вопрос: Чему должны учить ребенка родители, чтобы у него сформировать интерес к учебе?
- Тест «Пирамида»
- Подведение итогов теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
- Решение педагогических ситуаций .
3.Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки».
Цель:
повысить интерес детей и родителей к спорту, доставить детям и их родителям удовольствие от совместного мероприятия.
Задачи:
-формирование здорового образа жизни семей группы ;
-развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых;
-способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
Участники: семейные команды (папа, мама и ребенка)
Оформление: музыкальный зал оформлен шарами, плакатами «Мама, папа, я – спортивная семья» ,«Спорт помогает нам везде: в семье, учебе и труде»,
«Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Оборудование: мячи (большие), скакалки, обручи, кегли, шары, конфетки, 3ложки, 3 ведёрки
- 4. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)
Цель: Познакомить родителей с игровыми упражнениями по речевому развитию детей и подготовки их к обучению грамоте.
Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, картинки, методические пособия.
Приглашённые: учитель- логопед Устинова С.Г.
Участники: родители, дети.
Консультация учителя-логопеда, практические игры с детьми и родителями.
5.Консультация: «Профилактика школьных страхов. А если Я не справлюсь…»
- 6.КВН «Играя, развиваемся»
Цель:
Закрепить знания детей, полученные на занятиях .
ЗАДАЧИ:
Познакомить родителей с методами и приёмами речевого развития, в игровой форме;
Упражнять детей в умении воспринимать и правильно произносить все звуки речи.
Упражнять в правильном употреблении грамматических категорий, подборе слов с противоположным значением.
Упражнять в умении составлять слова из слогов, букв, ориентируясь на цвет, форму, величину. Закреплять навыки чтения.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.
МАТЕРИАЛЫ: магнитофон, , ребусы, кроссворды, конверт, буквы на ниточках.
Подготовка: заранее участники проекта (дети и родители) делятся на две команды, обсуждают название, выбирают капитана, придумывают девиз, изготавливают эмблемы.
7.Практикум: «Готовим к школе... родителей»
Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия; дать опыт родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом, представления об особенностях работы детского сада в подготовительной группе.
1.Встреча начинается с экскурсией по подготовительной группе, с комментариями воспитателя и детей. Назначением той или иной зоны (игровой, учебной и т.д.), пособия, наглядности.
2.Тренинговая часть встречи.
- Проводятся игровые упражнения: придумывания метафоры семейной жизни на пороге школьного обучения ребёнка:
- Игра с мячом в кругу «Закончи фразу».(с родителями) С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы… С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится.. и тд.»
- Рисование детей на тему «Моя школа»
- Придумывание родителями в парах какой-либо развивающей игры из предметов домашнего обихода: крупа, верёвка, газета, и тд.
3.Обмен мнениями о составляющих общения-диалога.
4.Вручение родителям памятки «Первые шаги по выбору школы»
8.Консультация: Как выбрать школьную программу?
Приглашённые: учителя разных школ. Каждый учитель рассказывает о школьной программе. Дискуссия.
9. Игра - практикум: Играем в выдающихся математиков
Цель: побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада; формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком; знакомить с содержанием образовательной работы по математике, игровыми способами развития навыков счёта, логического мышления, воображения.
Оборудование: сётные палочки, конфеты, орешки, нарисованные на листе круги, квадраты и тд.
В игровой форме, привлекаем внимание ребёнка к таким предметам, которые в обычных условиях их не интересует. Их можно включить в игровое пространство. Вместе с родителями, в игре, дети решают учебные задачи: «Посчитаем», «У кого больше..», «Назови число», «Что выше» и тд. Эти игры можно назвать домашними.
- 10. Консультация: «Как помочь ребёнку сохранить здоровье»..
Обсуждение вопроса о сохранении здоровья ребёнка в первые школьные годы
Приглашённый: педиатр Безпалова Л.Ф.
- 11. Презентация канцтоваров: «Это нужно для школы».
Цель: познакомить родителей с канцелярскими товарами необходимыми к школе, их практичность, качество.
Приглашённые: продавец магазина канцтоваров
учитель начальных классов (эксперт)
- Презентация канцелярских товаров продавцом.
- Ведущий предлагает детям выбрать то, что он с собой возьмёт в школу (школьные принадлежности, с различным оформлением), а затем предлагает поиграть родителям.
- Беседа учителя с детьми и родителями, о целесообразности выбранного товара.
.
12. Заседание участников проекта
Провести повторное анкетирование по вопросу «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе».
Дискуссия на тему: Проект это хорошо или плохо?
Творческий отчет о реализации проекта «Сегодня мы вместе, а завтра я сам».
Календарный план реализации проекта
Вид деятельности | Срок реализации проекта в месяцах |
.2. Семинар-практикум для родителей “Как подготовить ребенка к школе?” | Декабрь |
2. Консультация: Профилактика школьных страхов «А если Я не справлюсь…» | Январь |
2. Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки». | Февраль |
2.Консультация: Как выбрать школьную программу? | Март |
2.Консультация: «Как помочь ребёнку сохранить здоровье».. | Апрель |
2. Заседание участников проекта . | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе Тема: «Физкультура вместе с мамой и папой»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни детей должно начинатьс...
План – конспект совместной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы и их родителей по физическому развитию. Тема: «Физкультура вместе с мамой» (с использованием здоровьесберегающей технологии).
В плане - конспекте представлены формы организации совместной деятельность педагога, детей и родителей по формированию у детей правильной осанки....
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе "Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"
Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе"Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"...
Семинар-практикум для родителей детей подготовительной к школе группы «Сегодня дошкольник - завтра ученик»
для родителей...
Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе
Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьникиИнтеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе...
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда ...