Актуальные вопросы осуществления образовательной деятельности и возможные пути их решения в дошкольной организации
материал на тему
Возможные пути решения актуальных вопросов осуществления образовательной деятельности на примере конкретной дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aktualnye_voprosy.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Артеменко Е.В., заведующий ГБДОУ ЦРР - детский сад № 111
Фрунзенского района СПб, тел.268-86-16,sad.111@mail.ru
Горцева О.В., старший воспитатель ГБДОУ ЦРР - детский сад № 111
Фрунзенского района СПб, тел.268-86-16,sad.111@mail.ru
Актуальные вопросы осуществления образовательной деятельности и возможные пути их решения в дошкольной организации.
Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) – это целенаправленный процесс разностороннего развития, воспитания детей раннего и дошкольного возраста с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Она включает в себя:
-Совместную (партнерскую) деятельность педагога с детьми (основная модель организации образовательного процесса)
- Образовательную деятельность в режимных моментах
- Организованную образовательную деятельность
-Самостоятельную деятельность воспитанников.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает все пять образовательных областей,
а содержание образовательных областей, в свою очередь, может реализовываться в различных видах деятельности.
К актуальным вопросам осуществления образовательной деятельности в дошкольной организации относятся:
- Создание психолого-педагогических условий развития детей в ДОО (информационно-образовательная среда, в том числе развивающая предметно-пространственная среда ДОО).
На наш взгляд в нашем детском саду грамотно организована информационно-образовательная среда, которая позволяет неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку исследовать и познавать мир, открывать что-то новое, способствует полноценному проживанию ребёнком дошкольного детства, помогает конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми для достижения общего результата. Кроме того среда постоянно меняется в зависимости от событий в дошкольной организации. То есть активизация среды осуществляется в соответствии с событийным принципом.
- Содержание и организация образовательной работы с детьми в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Образовательный процесс в нашей ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, носит характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляется в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста. Изменяются организационные формы образовательного процесса, они становятся более гибкими, вариативными, приближенными к возрастным особенностям, возможностям и потребностям дошкольника. Одной из приоритетных задач нашей образовательной организации является повышение статуса игры (основного вида деятельности дошкольника), включение в образовательную деятельность таких эффективных форм работы с детьми, как – проектная деятельность, использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
- Деятельность дошкольников в образовательном процессе.
Это специально организованная детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое общение и взаимодействие, накопление детьми определенной информации об окружающем мире.
В ФГОС ДО определена целевая установка дошкольного образования, которая ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольника. Ключевой идеей дошкольного образования является акцент на развитие дошкольника, где знания, умения, навыки выступают не как самоцель, а как средство развития.
- Социальное партнерство ДОО и семьи.
В нашем детском саду ведется активная работа с семьей. Наряду с традиционными (собрания, консультации) используются нетрадиционные формы работы – «клуб выходного дня», выставки, мастер-классы, семейные уголки в группах, дистанционное взаимодействие, творческие совместные проекты: фестивали, семинары, досуги, тематические акции, где родители являются полноправными участниками образовательных отношений.
- Дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ) в группе общеразвивающей направленности.
В нашей образовательной организации частично созданы условия для детей с ОВЗ (сложности вызывает организация доступной среды). Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в группах общеразвивающей направленности предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:
- в организации функционируют: психолого-медико-педагогическая комиссия, логопункт, психологическая служба,
- разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты,
- осуществляется дифференцированный подход.
При организации данной работы практикуется система взаимодействия всех педагогов ДОО.
- Качество дошкольного образования должно соответствовать современным требованиям общества и государства, отражать образовательную направленность системы дошкольного образования, учитывать специфику дошкольного образования.
В дошкольном образовании с введением ФГОС ДО происходят существенные изменения, обусловленные требованиями времени, общества и семьи в обновлении понимания и достижения качества дошкольного образования. В нашем детском саду проводится внутренний мониторинг качества образования (разработаны локальные акты, критерии оценки качества образования; проводится самообследование организации: анализ условий, необходимых для реализации и освоения воспитанниками ОП ДО), что позволяет нам выявить:
- Степень удовлетворенности уровнем образовательных услуг всех участников образовательного процесса.
- Уровень освоения ОП ДО, дополнительных программ соответствующей направленности.
- Степень соответствия полученных результатов деятельности ДОО прогнозируемым результатам.
- Соответствие системы управления и контроля задачам развития ДОО.
- Продвижение позитивного имиджа ДОО (Благодарности, положительные отзывы в адрес ДОО).
- Поддержка и развитие кадрового потенциала.
Одним из важнейших условий эффективного развития дошкольников выступает изменение позиции педагога, осуществление деятельностного и личностного подходов. У педагогов должна быть сформирована мотивация к освоению инноваций в современном дошкольном образовании, формированию положительного отношения к реализации новых требований образования в условиях реализации ФГОС ДО.
В нашей организации разработана программа методического сопровождения, ориентированная на формирование мотивационной, когнитивной и деятельностной готовности педагогов ДОУ к реализации ФГОС ДО.
Педагоги нашего детского сада повышают свои профессиональные компетенции не только на курсах повышения квалификации, но и проходят корпоративное обучение (мастер-классы, семинары, практикумы, деловые игры, тренинги, круглые столы, работа в творческих группах), представляют свой опыт на мероприятиях различного уровня.
- Управление ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус и полноценное содержание управленческой деятельности по введению ФГОС ДО.
На наш взгляд, управление включает в себя:
- видение перспективы развития дошкольной организации;
- целенаправленное управление качеством образовательной деятельностью;
- создание команды единомышленников, четкое распределение полномочий между участниками образовательных отношений;
- привлечение всех сотрудников и общественности в образовательную деятельность и принятия ответственности за свою деятельность;
- повышение авторитета и конкурентоспособности образовательной организации;
- создание информационно-образовательной среды, материально-технической базы;
Решение этих задач делает процесс управления более прозрачным и более эффективным.
Необходимость решения всех рассмотренных выше вопросов обусловлена совершенствованием и развитием системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. В нашей организации решение этих вопросов носит планомерный характер, задачи решаются комплексно, что, в конечном итоге, ведет к положительному результату.
Список использованных источников:
- Сайт министерства образования и науки РФ:
- Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №8, Москва, 2014.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах под общей ред.М.Е.Верховкиной, А.Н.Антаровой СПБ, КАРО, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования.
Консультация для педагогов...
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения.1. Настоящее Положение регулирует порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования (далее – Поря...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”
Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 №1324 (ред. от 15. 02. 2017) Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию....
Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует орга...
Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...
Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...