Современные вопросы по взаимодействию детского сада и семьи в укреплении и здоровьесбережении детей и пути их решения
методическая разработка по теме

Чурикова Алина Александровна

Сохранение здоровья детей - главная задача современного общества. В данной публикации предложены методические рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные вопросы по взаимодействию детского сада и семьи в укреплении и здоровьесбережении детей и пути их решения Подготовила: старший воспитатель А.А. Чурикова МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 29»

Слайд 2

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Слайд 5

Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека. Технология (от греческих слов « techne » - искусство, умение и « logos » - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Слайд 6

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Слайд 7

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий

Слайд 8

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: - стретчинг , - ритмопластика , - динамические паузы, - подвижные и спортивные игры, - релаксация , - гимнастика пальчиковая, - гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная , - гимнастика бодрящая, - гимнастика корригирующая, - гимнастика ортопедическая, - минутки вхождения в день и минутки шалости, - кинезиологические упражнения

Слайд 9

Технологии обучения здоровому образу жизни: - физкультурное занятие - проблемно-игровые ситуации ( игротерапия ), - коммуникативные игры - беседы из серии «Здоровье » - самомассаж.

Слайд 10

Коррекционные технологии: - арттерапия , - технологии музыкального воздействия, - сказкотерапия , - технологии воздействия цветом, - технологии коррекции поведения, - психогимнастика , - фонетическая и логопедическая ритмика.

Слайд 11

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: - медико-профилактические ; - физкультурно-оздоровительные ; - здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; - здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; - валеологического просвещения родителей.

Слайд 12

Медико- профuлактические технологии - технологии , обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Слайд 13

Физкультурно-оздоровительные технологии - технологии , направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Слайд 14

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Слайд 15

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии , обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Слайд 16

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии , направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Слайд 17

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Слайд 18

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги ).

Слайд 19

Формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к ЗОЖ



Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) трактует следующее: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.

Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это  технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья,

- технологии обучения здоровому образу жизни,

- коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- стретчинг,

- ритмопластика,

- динамические паузы,

- подвижные и спортивные игры,

- релаксация,

- гимнастика пальчиковая,

- гимнастика для глаз,

  • гимнастика,
  • дыхательная,
  • гимнастика бодрящая,
  • гимнастика корригирующая,
  • гимнастика ортопедическая,
  • минутки вхождения в день и минутки шалости,
  • кинезиологические упражнения.

Технологии обучения здоровому образу жизни: 

- физкультурное занятие,

- проблемно-игровые ситуации (игротерапия),

- коммуникативные игры,

- беседы из серии «Здоровье»,

- самомассаж.

Коррекционные технологии:

- арттерапия,

- технологии музыкального воздействия,

- сказкотерапия,

- технологии воздействия цветом,

- технологии коррекции поведения,

- психогимнастика,

- фонетическая и логопедическая ритмика.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Физкультурно-оздоровительные технологии - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые  главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

Формы взаимодействия  ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни:

Информационно-наглядные:

  • Материалы на стендах;
  • Папки-передвижки;
  • Выставки детских работ;
  • Фотовыставки
  • Дни открытых дверей;
  • Открытые просмотры
  • Мини - библиотека и др.

Коллективные:

  • Родительские собрания;
  • «Круглые столы»;
  • Тематические консультации

Информационно-аналитические:

  • Анкетирование;
  • Социологические опросы
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Посещение семьи

Досуговые:

  • Совместные досуги, праздники;
  • Участие в выставках, экскурсиях и др.

Организуя работу с детьми, следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьи

Педагогическое сопровождение  родителей и  старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и  семьиКлючевые слова: сопровождение, родители, ребено...

Роль взаимодействия детского сада и семьи в укреплении здоровья и развития физических качеств у детей дошкольного возраста и их родителей.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманю условия успешного работы по взаимодействию детского сада и семьи, основываясь на собственном опыте инструктора по физической культуре....

Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада и семьи в работе по здоровьесбережению.

Организация и использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями   в содержании досуговых мероприятий....

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...