Современные вопросы по взаимодействию детского сада и семьи в укреплении и здоровьесбережении детей и пути их решения
методическая разработка по теме
Сохранение здоровья детей - главная задача современного общества. В данной публикации предложены методические рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.pptx | 457.94 КБ |
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека. Технология (от греческих слов « techne » - искусство, умение и « logos » - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: - стретчинг , - ритмопластика , - динамические паузы, - подвижные и спортивные игры, - релаксация , - гимнастика пальчиковая, - гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная , - гимнастика бодрящая, - гимнастика корригирующая, - гимнастика ортопедическая, - минутки вхождения в день и минутки шалости, - кинезиологические упражнения
Технологии обучения здоровому образу жизни: - физкультурное занятие - проблемно-игровые ситуации ( игротерапия ), - коммуникативные игры - беседы из серии «Здоровье » - самомассаж.
Коррекционные технологии: - арттерапия , - технологии музыкального воздействия, - сказкотерапия , - технологии воздействия цветом, - технологии коррекции поведения, - психогимнастика , - фонетическая и логопедическая ритмика.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: - медико-профилактические ; - физкультурно-оздоровительные ; - здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; - здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; - валеологического просвещения родителей.
Медико- профuлактические технологии - технологии , обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии - технологии , направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии , обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии , направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги ).
Формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к ЗОЖ
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) трактует следующее: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья,
- технологии обучения здоровому образу жизни,
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- стретчинг,
- ритмопластика,
- динамические паузы,
- подвижные и спортивные игры,
- релаксация,
- гимнастика пальчиковая,
- гимнастика для глаз,
- гимнастика,
- дыхательная,
- гимнастика бодрящая,
- гимнастика корригирующая,
- гимнастика ортопедическая,
- минутки вхождения в день и минутки шалости,
- кинезиологические упражнения.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- физкультурное занятие,
- проблемно-игровые ситуации (игротерапия),
- коммуникативные игры,
- беседы из серии «Здоровье»,
- самомассаж.
Коррекционные технологии:
- арттерапия,
- технологии музыкального воздействия,
- сказкотерапия,
- технологии воздействия цветом,
- технологии коррекции поведения,
- психогимнастика,
- фонетическая и логопедическая ритмика.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
Формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни:
Информационно-наглядные:
- Материалы на стендах;
- Папки-передвижки;
- Выставки детских работ;
- Фотовыставки
- Дни открытых дверей;
- Открытые просмотры
- Мини - библиотека и др.
Коллективные:
- Родительские собрания;
- «Круглые столы»;
- Тематические консультации
Информационно-аналитические:
- Анкетирование;
- Социологические опросы
- Беседы;
- Консультации;
- Посещение семьи
Досуговые:
- Совместные досуги, праздники;
- Участие в выставках, экскурсиях и др.
Организуя работу с детьми, следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»
Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...
Родительское собрание. "Основные направления взаимодействия детского сада и семьи в укреплении и сохранении здоровья дошкольников"
Родительское собрание...
Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьи
Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьиКлючевые слова: сопровождение, родители, ребено...
Роль взаимодействия детского сада и семьи в укреплении здоровья и развития физических качеств у детей дошкольного возраста и их родителей.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманю условия успешного работы по взаимодействию детского сада и семьи, основываясь на собственном опыте инструктора по физической культуре....
Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада и семьи в работе по здоровьесбережению.
Организация и использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в содержании досуговых мероприятий....
«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...