Консультация для родителей «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»
консультация (подготовительная группа) по теме
Предметно- развивающая среда в дрмашних условиях выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, является материальной средой мыслей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда.
Среда – это окружающие, социально бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.
Предметная среда выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, она как бы является материальной средой мыслей ребенка.
Принципы построения каждой из таких площадок: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых.
Речевая предметно-развивающая среда
Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Звери наших лесов», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
- картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.
При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.
В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять
- Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3),
- Рассказ по серии сюжетных картин (4),
- Рассказ по сюжетной картине.
- При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте.
В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г.Л. Выгодской («Град Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.
Центр познавательного развития
- Дидактические игры по познавательному развитию.
- Тематические выставки, посвященные профессиям взрослых, творчеству известных людей композиторов, писателей, поэтов и др.
- Наличие календарей природы, календарей наблюдения за живой и неживой природой.
- Подбор книг, игр, иллюстраций о разных видах ландшафта, о разных странах и народах, проживающих в них, о космосе, об общественных праздниках.
- Наличие комнатных растений.
Центр математического развития
- Натуральный ряд чисел от 1 до 20.
- Дидактические настольно-печатные игры для развития психических процессов, игры для развития математических представлений.
- песочные и стрелочные, мерные стаканчики, термометры для воздуха, воды, для тела.
- Книги по математике о числах первого десятка.
Центр конструктивной деятельности
Строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера.
- Тематические наборы «Город», «Мосты» и т.д.
- Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
- Модели машин легковые и грузовые.
- Центр «Здравствуй, книжка»
- Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей.
- Портреты писателей.
- Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
- Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края.
Центр сохранения здоровья ребенка
- Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности.
- Художественная и познавательная литература о сохранении здоровья.
Центр «ПДД», «Пожарная безопасность»
- Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности.
- Дидактические игры по правилам уличной, личной, пожарной безопасности.
Центр изобразительной деятельности
- Детские рисунки.
- Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволоку, клей, ножницы.
Центр музыкальной деятельности
- Музыкальные инструменты.
- Картинки с изображением музыкальных инструментов.
Центр современных сюжетно-ролевых игр
- Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок, атрибутов.
- Предметы-заместители к играм.
Центр социализации
- Альбомы (открытки) о природе города, края в разное время года.
- Профессии нашего города, региона.
Центр труда
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету); птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
- Художественная литература о труде, профессиях.
Место взрослого в развивающей среде
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Родители, с одной стороны, являются авторами среды, с другой стороны - ее компонентами.
Автор потому, что, зная особенности развития ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, взрослый решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д.
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно ребенка. Сильный ребенок в интеллектуальном развитии – не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого взрослого как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Развитие ребенка, формирование его «Я», зависит от того, как его воспитывают, как организовано его воспитание, где и в каком окружении он растет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофу...
Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников как в дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях определены федеральным ...
Консультация Создание предметно - развивающей среды в домашних условиях
Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. На каждом возрастном...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Создание эффективной развивающей среды в домашних условиях»
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Созданиеэффективной развивающей среды в домашних условиях»...
Консультация для родителей "Речевая предметно-развивающая среда в домашних условиях"
Речевая предметно-развивающая среда – это совокупность объектов, окружающих ребенка, которые способствуют речевому развитию воспитанника.Стремительное развитие речи детей напрямую зависит от сре...
Консультация для родителей " Создание предметно - развивающей среды в домашних условиях".
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно- развивающих" сред": для речевого, математического, эстетического, физического развития или же о...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Консультация для родителей "Создание эффективной развивающей среды в домашних условиях"
Консультация для родителей "Создание эффективной развивающей среды в домашних условиях"...