Консультация Создание предметно - развивающей среды в домашних условиях
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Подготовила: педагог-психолог
Левина Ж.В.
Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. На каждом возрастном этапе выделяют приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-развивающей среды.
Среда – это окружающие, социально бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию. Предметная среда выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, она как бы является материальной средой мыслей ребенка.
При обустройстве развивающей среды потребуется выполнения ряда необходимых условий:
ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ.
Комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, карабкаться по мебели и т.д. Поскольку у ребенка с особенностями в развитии часто отсутствует "чувство края", иногда он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить комнату устойчивой мебелью без острых углов.
В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться.
ВТОРОЕ УСЛОВИЕ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТА И УЮТА.
Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ - НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
Поскольку комната-это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стулом.
ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ - ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА
В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.
Особенности предметно-развивающей среды для детей различны для каждого возраста, но существует ряд общих правил, ниже перечислены основные из них.
- При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях ребенка. Выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный или красный цвет: в первом случае у ребенка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.
- При оформлении развивающей среды в детской комнате учитывайте пожелания вашего ребенка. Реализуйте обучающий компонент через привычные предметы или любимые мотивы в интерьере, знакомом вашему малышу.
- Особое внимание уделяйте здоровьесберегающему фактору окружающей ребенка развивающей среды. Правильно распределяйте освещение в комнате. Выделяйте рабочую зону и зону для релаксации, подбирайте в спортивный уголок безопасные снаряды.
- Во избежание аллергических явлений используйте в декоре детской комнаты простые предметы. Чем меньше пыли соберется в коврах, гобеленах и мебели, тем здоровее будет дыхательная система у малыша.
- Задумав организовать предметно-развивающую среду для ребенка, если вы не уверены в том, что через пару месяцев ваш интерес к развитию малыша сохранится, лучше не начинайте изображать в комнате деятельность. Дети очень тонко чувствуют желания и эмоции взрослых. Так как развивающая компонента в рамках дома проводится в тесном общении родитель-ребенок, то без вашей заинтересованности в занятиях интерес к ним пропадет и у малыша.
- Даже если вы до рождения ребенка были уверены в том, что будете заниматься с ним по программам раннего обучения, не спешите. Еще до начала первого занятия вы сможете понять потребности вашего ребенка и адаптировать любую теорию под его особенности.
- Организуя развивающую среду в доме для ребенка от рождения и до двух лет, не забывайте следовать основным этапам взросления ребенка. Делайте упор на потребности возраста, а не на указания «знающих людей».
- Интерьер детской комнаты для маленького ребенка должен обладать мобильностью, должен меняться настолько быстро, насколько стремительно растет ребенок.
- Наглядность — первый необходимый компонент в деле развития маленького ребенка. Творчество помогает не просто украсить детскую комнату, но и привлечь к работе ребенка, заинтересовать его конечным результатом.
- Не спешите выбрасывать поломанные предметы: подумайте, как их можно починить или переделать под запросы развивающего пространства здесь и сейчас.
Приступая к оформлению предметно-развивающей среды, родители сталкиваются с ремонтом. На этом этапе важно убедиться в том, что выбранные материалы не токсичны, быстро сохнут и не оставляют на мебели несмываемых следов.
Рекомендуется в обустройстве детской комнаты использовать несколько цветовых решений. Например, фиолетовый цвет активизирует работу мозга, способствуя познавательной активности ребенка, — его лучше использовать в рабочей зоне развивающего пространства детской комнаты или в зонах активного отдыха.
Зеленый цвет несет расслабление и успокоение после длительного дня, все оттенки светло-зеленого, салатного цветов рекомендуется использовать в зоне для сна. Белый цвет — нейтральный компонент, который вместе с предметами декора носит роль выделителя. На белых стенах отлично смотрятся цветные буквы и цифры, разноцветные картины и всевозможные обучающие наглядные пособия.
Обязательно при оформлении развивающей среды в домашних условиях наличие желтых оттенков в интерьере. Желтый цвет — цвет радости, внутренней гармонии. Он ассоциируется с утром, солнцем и хорошим настроением. Покрасьте противоположную от окна стену детской в желтый цвет, и вы получите яркое продолжение рассвета в доме.
Но не только цвет играет определяющую роль в правильно подобранном интерьере детской развивающей комнаты. Для маленького ребенка очень важны тактильные ощущения, которые облегчают познание окружающего мира, открывают перед ребенком загадочный мир формы, текстуры и плотности игрушек, предметов интерьера, окружающей действительности. Вот почему при выборе в комнату обоев с рисунком необходимо позаботиться об их текстурной компоненте.
А вот для развития остроты зрения при правильном создании предметно-развивающей среды в домашних условиях рекомендуется использовать обои с множественным рисунком. Такой материал может совмещать в себе две компоненты: с одной стороны, ребенок может раскрашивать понравившиеся элементы рисунка, с другой — тренирует зрение.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство.
Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т. е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы Барби с разнообразной одеждой для девочек).
Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (мелких животных, мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.)). Игровые макеты должны быть переносными, чтобы можно было играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках поблизости от макетов.
Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные детали крупных или средних напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки).
Для размещения символического материала лучше выделить часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели - глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.).
Развивающая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребёнка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев рук.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Родители, с одной стороны, являются авторами среды, с другой стороны - ее компонентами.
Автор потому, что, зная особенности развития ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, взрослый решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т. д.
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно ребенка. Сильный ребенок в интеллектуальном развитии – не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т. д. Все эти виды использования среды и самого взрослого как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»
Предметно- развивающая среда в дрмашних условиях выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, является материальной средой мыслей ребенка....
Буклет "Создание предметно – развивающей среды в домашних условиях"
Воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду.Родители должны создавать развивающую предметную среду дома - обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окр...
Консультация на тему: «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофу...
Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников как в дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях определены федеральным ...
Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в домашних условиях
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) для дошкольников как в дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях....
Консультация для родителей " Создание предметно - развивающей среды в домашних условиях".
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно- развивающих" сред": для речевого, математического, эстетического, физического развития или же о...