КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Создание эффективной развивающей среды в домашних условиях»
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Создание
эффективной развивающей среды в домашних условиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_prs.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Создание
эффективной развивающей среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько «сред» развивающего характера: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
Речевая развивающая предметная среда
Речевое развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие.
Как же создать развивающую речевую среду в домашних условиях?
Одна из составляющих развивающей речевой среды – это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребенка.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. С возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам (сборные модели типа «лего», сборные игрушки из «киндер – сюрпризов).
Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т.е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы Барби с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты (кукольный дом, крепость, фермы и др.) Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов.
Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные детали крупных или средних напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, перевернутые стулья, стол с опущенной скатертью, который становится «пещерой» и др., палочки, веревочки и т.п. Для сооружения построек дети в игровом уголке должны иметь разные типы конструкторов с образцами построек: напольный строительный набор, металлический конструктор, пластмассовые строители («ЛЕГО»). Необходимо временно сохранять детские постройки. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т.п., и только после этого убирать игрушки на место. Строительный материал хранится в магазинных коробках в шкафу. Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре и всегда в ней соглашаться с ребенком. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь.
Развитие мышления и речи тесно связаны между собой. Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно-символический материал. Для его размещения лучше выделять часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели – глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.).
Наборы образно-символического материала размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Что-то может находиться на рабочем столе ребенка. Для размещения иллюстрированных календарей, карт можно использовать стены детской комнаты, дверь. Родители должны приучать будущих школьников проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний, уточнять высказывания детей, учить, ясно излагать свои мысли и делать простейшие выводы.
Огромное значение в развитии речи детей имеют книги. У ребенка должна быть своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки (авторские и народные, былины, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки и т.д., книги с познавательным содержанием. Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации.
Развитию речи детей способствует и их театрализованная деятельность. Можно изготовить маски, театральные игрушки, атрибуты для разыгрывания сказок из подручного материала. Дети могут исполнять понравившиеся им роли, а также самостоятельно сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно, найдется роль. Все атрибуты могут размещаться компактно в коробке, в игровом уголке ребенка.
Развивающая речевая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев рук, которая так важна для успешного речевого развития ребенка. «Умелые руки – это развитый мозг», - писали Никитины. Для этой деятельности ребенку необходимо подобрать хорошо освещенное место (это может быть его рабочий стол, а также место для хранения материала и оборудования. Материал для творчества ребенка должен быть хорошего качества – различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых ручек, салфетки, ножницы, пластилин и т.д. Подборка из бросового материала (пробки, катушки, фантики, ленты, кусочки ткани и др.) помещается в специальную коробку. Весь материал может находиться в шкафу, специально отведенном ящике стола, на этажерке. Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции. Также у ребенка должна быть полочка для выставки своих поделок. Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей.
Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать. Родители для детей должны создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Подготовила Зайцева Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей среды в домашних условиях
Игру часто называют детской «работой» из-за её огромного значения для развития ребенка. Игра даёт возможность выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, удовлетворить его любопытство, развлечься,...
Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»
Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторПрокопьева Анна АлексеевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазв...
Буклет для родителей по теме: "Создание речевой среды в домашних условиях"
Буклет для родителей с краткой информацией по созданию речевой среды: основные задачи формирования речевой среды дома; ключевые моменты в её создании; требования, которые необходимо учитывать при чтен...
Консультация для родителей "Предметно - развивающая среда в домашних условиях".
Для всестороннего развития ребёнка вдомашних условиях организуются несколько предметно - развивающихся сред: для речевого, математического, эстетического, физического развития....
«СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
рекомендации для родителей Игрушки какие нужны для определенного возраста...
Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях
Значение игр и игрушек для развития ребёнка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребе...
Статья для родителей :"Создание игровой среды в домашних условиях"
quot;Создание игровой среды в домашних условиях"...