Игры с детьми (3-4 лет) по развитию речи
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игры с детьми (3-4 лет) по развитию речи
Развитие речи в понимании многих родителей – это умение ребенка читать и писать (хотя бы печатными буквами). Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которое на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п.
Наиболее важными видами деятельности для успешного развития речи детей являются:
- Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
- Общение ребенка с другими детьми.
- Речь взрослого – образец для подражания.
- Развитие мелкой моторики рук ( шнуровки, игры с пуговицами, с прищепками, лепка).
- Чтение детской художественной литературы (читать нужно каждый день).
- Игры с ребенком взрослых и друзей.
- Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря в процессе наблюдений за природой.
На природе вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмем природу.
Отправляясь с ребенком на прогулку :
- поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
- в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
- какое сейчас время года?
- покормить птиц
- познакомить с народными пословицами и приметами
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку
- поиграть в игру.
Предлагаем игры с детьми на закрепление различных речевых навыков.
- «Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, гречку, рис или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
- «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
- «Какие слова можно вынуть из борща? (из холодильника, из винегрета)» и др.
- «Сладкие», «соленые», «кислые» слова.
- «Приготовим сок». Сок из яблок - …. (яблочный); из лимона - …... (лимонный) и т.п.
«Игры по дороге в детский сад (в магазин)».
- «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще, обязательно укажем, какие они. Вот кошка – она пушистая, серая. Вот машина – она грузовая». Ребенок и взрослый могут называть объекты по очереди.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей……(чирикает). У кошки – котенок, а у собаки ……..(щенок) и т.п.
Дидактические игры по развитию речи
«ДОБАВЬ СЛОВО»
Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).
Материалы: кукла Гена.
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять) Я помогаю вилки ... (раскладывать) Я помогаю крошки ... (сметать) Я помогаю комнату ... (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям:
... А как вы думаете, какая профессия у человека которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?
— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
— А что делает врач?
— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.
— А что делает портной?
— Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет,
шьет.
Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий.
«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)
— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?
— Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?
— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)
— Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.)
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)
«ПОСИДИМ В ТИШИНЕ»
Цель: Обогащать лексику.
Материалы: Зеркальце.
Взрослый пускает солнечного зайчика, дети пытаются его ловить, смеются, резвятся. После игры им предлагают посидеть тихо-тихо и послушать стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».
Мама спит, она устала. И сказала я лучу:
Ну и я играть не стала. Я тоже двигаться хочу.
Я волчка не завожу, Я бы многого хотела:
А уселась и сижу. Вслух читать и мяч катать.
Не шумят мои игрушки, Я бы песенку пропела,
Тихо в комнате пустой, Я б могла похохотать...
А по маминой подушке Да мало ль я чего хочу!
Луч крадется золотой. Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. «Ничего,— шепнул он будто,— Посидим и в
ВОТ КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ»
Цель: Развивать чувство юмора, речь.
Детям читают стихотворение В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения.
Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!
Затем им предлагают пофантазировать — рассказать, что будут делать они, когда станут взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»
Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.Дать рекомендации к проведению нетрадиционных пальчиковых игр....
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»
Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка....
Консультация для родителей: «Игры с детьми 3-4 лет по развитию речи»
Консультация для родителей: «Игры с детьми 3-4 лет по развитию речи»...
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»
Цели:повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук;дать рекомендации к пров...
Конспект игры-занятия расширение ориентировки в окружающем и развитие речи с детьми второй группы раннего возраста (2 год жизни) Игра «Угостим зайку капусткой»
Цель: Учить детей различать в натуральном виде и называть овощ: капусту. Учить называть цвет, форму и величину....
Подвижные игры с детьми на свежем воздухе для развития речи
Подвижные игры с детьми на свежем воздухе для развития речи...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...