Статья: «Семья как первая социальная среда ребёнка - дошкольника».
статья на тему
Введение
1. Основные задачи и принципы семейного воспитания
.2. Технологии и методики семейного воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semya_kak_pervaya_sotsialnaya_sreda_doshkolnika.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад первой категории №263
Кировского района г. Ростова – на - Дону
Статья
«Семья как первая социальная среда ребёнка - дошкольника».
Выполнила:
Субботина Марина Владимировна
2
Оглавление
Введение 3
1. Основные задачи и принципы семейного воспитания .....4
.2. Технологии и методики семейного воспитания 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18
3
Введение
Актуальность вопросов, связанных с выявлением роли и места семьи, как первой социальной общности ребенка, определяется ее ключевой ролью в воспитании личностных качеств ребенка.
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние иных факторов. Хотя необходимо учитывать два существенных обстоятельства: 1) возможности семьи объективно ограничены; 2) современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.
Под семейным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению интеллектуальной и духовно-нравственной сферы ребенка, выступающих основой базовой культуры личности.
Интеллектуальная составляющая заключается в развитии познавательной сферы ребенка, накоплении им знаний об окружающем мире, освоении первоначальных навыков умственного труда.
Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и миром.
Основой воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи. Тот дух, который царит в семье, которым
4
живут родители, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
1. Основные задачи и принципы семейного воспитания
Развитие личности ребенка в первую очередь осуществляется в семье, которая является первичной (и самой главной) средой ее формирования. Общепризнанные методы и правила гуманного воспитания формировались на протяжении длительного времени, но неизменным всегда оставались - любовь, уважение к своему ребенку, которые выступали системообразующими факторами любых воспитательных усилий, предпринимаемых родителями и иными членами семьи.
Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, которое представляет собой сложную систему, испытывающую на себе влияние различных факторов. На его содержание существенное влияние оказывают: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. [13, 271].
5
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на
самообслуживание и помощь близким; - воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать. Суть принципов семейного воспитания заключается в том, что детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье
6
детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, отмечает О. Карабанова, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий [6, 32].
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор методов идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий [15, 91].
Семья оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Это связано со спецификой семейного воспитания. В чем она заключается?
Во-первых, это эмоциональный характер семейного воспитания, который основывается на родственных чувствах.
Во-вторых, воспитательные воздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразных жизненных ситуациях, что обеспечивает глубину влияния на ребенка.
В-третьих, именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия.
В-четвертых, в семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию [17, 84].
Подкрепление. Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.
Идентификация. Дети подражают родителям, сознательно и
7
несознательно ориентируются на их пример. У ребенка появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения. Важно, каким содержанием в той или иной семье наполняются указанные механизмы.
В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей.
Психологи условно выделяют следующие стили воспитания: [12, 152]
Пренебрегающий стиль воспитания характеризуется крайней степенью естественной депривации. Этот стиль характерен, как правило, для асоциальных семей. В семьях такого типа у ребенка наблюдается недоразвитие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение. Это проявление феномена «выученной беспомощности».
При авторитарном стиле отношения с ребенком строятся с опорой на незыблемость авторитета родителей, беспрекословное подчинение, неприятие индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей. Для ребенка в этом случае характерна низкая самооценка, сниженная активность, безынициативность.
Контролирующий стиль предполагает ограничения в поведении ребенка, но эти ограничения с ним обговариваются, ребенок принимает их как справедливые.
Подчиняющийся стиль - родители удовлетворяют все прихоти и требования ребенка, подчиняются им, стараются изменить себя в соответствии с его требованиями. Это приводит к развитию таких черт характера, как избалованность, эгоцентризм.
Демократический стиль - в отношениях родителей с детьми преобладает дружественность, взаимное доверие, уважение. Ребенок включен в семейные проблемы, их обсуждение. У него ярко представлены самостоятельность,
8
активность, уверенность и инициативность.[7, 45].
В каждой отдельно взятой семье доминирующим является тот или иной стиль поведения. Педагог и психолог, наблюдая за семьей и ребенком, могут определить тип семейного воспитания.
Дифференциация типов семейного поведения, оказывающая существенное влияние на содержательный его компонент, позволяет выявить о типичные правила нарушения правил семейного воспитания:
- Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре семьи,
которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для
родителей характерны стремление «поглотить» ребенка, защитить его ото всех
трудностей, потакание всем его прихотям. При подобном воспитании у ребенка
развиваются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная адаптация. - Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, зло употребляют контролем. Последствиями такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств, личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное следование определенным правилам и излишняя уступчивость.
- Эмоциональное отвержение ребенка. Воспитание по типу «золушки»,
чрезмерное реагирование со стороны родителей на незначительное поведение,
игнорирование потребностей ребенка. Это приводит, естественно, к невротическим расстройствам. - Гипертрофированная моральная ответственность родителей за ребенка
перед окружающими. Высокие требования, недостаточное внимание к состоянию ребенка, частое использование наказаний. У таких родителей ребенок всегда не прав. Поэтому у него появляется нерешительность в общении со сверстниками, склонность к ссорам, самоагрессия,
9
гипертрофированное чувство вины.
- Гипопротекция. Ребенок предоставлен сам себе, родители его не контролируют, не интересуются им. Поэтому, для ребенка характерны неустойчивый тип поведения, слабая воля.
Семья оказывает ключевую роль на развитие личности ребенка, и при наличии определенных «декомпенсированных» стилей воспитания возникает плацдарм для возникновения и прогрессирования заболевания ребенка.
Какими же качествами должны обладать родители, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. Мы полагаем, что родители должны:
« иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей
тревогой детей;
- строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
- четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
• развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага
(по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.
Для успешного семейного воспитания ребенка важно помнить о том, что
не только окружающие влияют на него, но и сам ребенок в значительной степени влияет на окружающих, в первую очередь на семью.
2. Технологии и методики семейного воспитания
Семейное воспитание играет значительную роль в становлении личности ребенка. Семейное воспитание, несмотря на свои особенности в процессе развития личностных качеств ребенка, оказания воспитательного воздействия на ребенка, выстраиваемое исключительно на - эмоциональной
10
основе, тем не менее, должно опираться на общие принципы и цели и задачи воспитания [3, 75]. В этой связи перед родителями ставятся задачи развития тех качеств личности ребенка, которые окажут позитивное влияние на его социализацию. В этом контексте в системе семейного воспитания значительная роль отводится формированию у ребенка навыков разговорной речи, обучение ребенка игре, формам самообслуживания, формирования навыков коммуникации.
В тех случаях, когда у ребенка нет специфических речевых нарушений аномального строения органов речи, он начинает произносить отдельные слова к 2-3 годам. Об интеллектуальной зрелости можно говорить, если ребенок понимает значение услышанных слов, умеет придавать звукам или их сочетаниям осмысленное значение (определенными звуками выражает радость, огорчение, просьбу, желание). Есть некоторые косвенные способы определения готовности к овладению речью, которые основаны на оценке других видов его деятельности. При любой задержке речевого развития ребенку необходима помощь. Чаще всего она должна выражаться в стимуляции тех слабых речевых проявлений, которые уже у него имеются. Надо поощрять произнесение им звуков, поддерживать его лепет, повторять за ним звуки и их лепетные сочетания, говорить с ним. [17, 192].
Говорить с ребенком надо постоянно: когда он ест, одевается, играет, гуляет или купается. Слова и выражения, употребляемые родителями в процессе общения с ним, должны быть простыми и ясными. Четкое называние предметов и действий, употребление коротких фраз способствуют усвоению речи.
Если ребенок нигде не бывает, ничего не видит, то условия для общения с ним остаются весьма ограниченными. Хороший стимул, как для общего, так и для речевого развития ребенка - прогулки в парк, на реку, в лес посещение магазинов и т. д. Это дает возможность пополнять впечатления ребенка,
11
углублять его знания, расширять запас слов и развивать речь. Во время прогулок нужно привлекать внимание ребенка к различным объектам: показывать ему деревья, цветы, знакомить с животными, птицами, насекомыми, объяснять занятия и развлечения людей, детей и т. п. Полезно показывать ребенку и пояснять в простой, доступной форме окружающие его явления: пошел снег, начинает накрапывать дождь, сверкнула молния.
Развитию речи способствует чтение ему литературных текстов для дошкольников, беседы по картинкам, сообщение простых и доступных его пони манию жизненных фактов. Дети охотно слушают рассказы о хорошо знакомом и близком: о своих играх, прогулках, о родных и знакомых. Чтение любимых сказок доставляет им удовольствие, дети охотно их прослушивают многократно. Если ребенку трудно воспринимать книжный текст, необходимо этот текст пересказывать сокращенно, подбирая простые выражения и используя знакомые слова. Необходимо подбирать книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Вначале ребенок будет только слушателем, но по постепенно сам начнет принимать участие в беседе: будет показывать картинки, произносить отдельные выразительные звуки или слова.
Хорошее средство для развития мышления и речи — наборы последовательных картинок, каждая из которых является иллюстрацией к части сюжетного рассказа. Картинки можно подбирать, рисовать самим, вырезать из детских книжек. Это хорошее дидактическое пособие для развития речи и мышления ребенка. [15, 182]
Игра — это деятельность, являющаяся выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра связана с деятельностью, на которой основывается существование данного вида, у человека «игра -дитя труда». Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности. Связанная с трудом игра не ограничена производственно-
12
техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде как источнике игры является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, как деятельности, изменяет ее.
Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека - это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преобразовывать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется, в игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Общность игры с трудом и их различие выступают в мотивации. Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается в общем отношении к деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает непосредственный интерес и потребность, а также то, к чему принуждает его практическая необходимость или обязанности. Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности, в игровой в том числе [14, 39]. В связи с этим в специальной литературе разрабатываются теории мотивации, позволяющие выявить ее сущностные характеристики
Становление и формирование личности тесно сопряжено с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. В деятельности ребенок вступает в систему общественных отношений, начинает функционировать в контакте с другими людьми. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений. А. Н. Леонтьев считает необходимым изучение личности, связывая с изучением деятельности [8, 82]. В дошкольном возрасте, по словам А. Н. Леонтьева,
13
завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство — единство личности. Поэтому так важно изучить конкретный путь развития аномального ребенка, чтобы начать формировать его поведение и деятельность в тот период, когда в процессе этого формирования закладывается фундамент личности. Игра мотивируется отношением к значимым для индивида целям, однако мотивы носят более непосредственный характер и отношение личности к окружающему, чем в неигровой деятельности.
Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность.
Игра исходит из непосредственных интересов и потребностей, хотя эти непосредственные побуждения опосредованы, так как они исходят из глубин будто бы замкнутого в себе развивающегося индивида; они рождаются из его контакта с миром и опосредованы всеми человеческими взаимоотношениями, в которые с самого начала включен ребенок в процессе его духовного развития ему шире раскрывается мир [6, 92].
Игровое действие - это действие, которое совершается в силу непосредственного к тому интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта. Первое положение, определяющее сущность игра, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекта и вещевом результате, который обычно дает данное действие в практическом, неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, для играющего, сторон действительности.
Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Ребенок, играющий ту или иную роль, он не только фиктивно переносится в чужую личность: принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом
14
отношении личности ребенка и его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и ребенка в целом.
С ребенком необходимо играть. В процессе игры учить его правильно относиться к различным ситуациям, пробуждать и укреплять его эмоции. В процессе игры нужно приучать ребенка бережно обращаться с игрушками, к порядку. У него надо выработать привычку убирать игрушки после игры. Когда он еще мал или не умеет сам убирать игрушки, следует включать его в этот вид деятельности постепенно: взрослый убирает игрушки, а малыш их ему подает. Настанет время, когда ребенок будет наводить порядок вместе с взрослым. Доля его участия все время увеличивается. На следующем этапе ребенок все делает сам, но контроль и руководство кого-нибудь из старших еще необходимы. И когда привычка сформировалась, ребенок после игры всякий раз самостоятельно кладет свои игрушки на определенное место.
Ребенок нуждается в контакте с другими детьми. Если у него нет братьев и сестер, готовых разделить с ним досуг, то он нередко остается без детского общества. Поэтому родителя могут участвовать в организации игр, домашнего кукольного театра и пр.
Овладение навыками культурного поведения позволит ребенку приспособиться к жизни в семье и обществе. Приучать ребенка к послушанию, дисциплине совершенно необходимо. Это важно для его безопасности, для контакта с семьей и обществом.
Понятия «культурное поведение» и «дисциплинированность» включают большой круг правил, которые ребенок должен постепенно освоить. Четкие, неизменные требования помогают ребенку понять, что от него хотят. Это является залогом формирования правильного поведения, привития полезных навыков и привычек. Малыш приучается неизменно ставить ботинки под кровать, игрушки складывать на полочку, утром совершать туалет в определенной последовательности, после чего садиться завтракать. Эта схема,
15
эти точные правила помогают освоить нужные действия и выработать определенные нормы поведения. Согласованность в действиях и требованиях родителей по отношению к ребенку—очень важный фактор [10, 66].
Ребенка надо привлекать к уборке помещения, мытью посуды, ему следует давать некоторые поручения, показывая все, что он должен делать, объясняя задание понятными, простыми словами и выражениями. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно — ему легче будет их усвоить. Если ребенку что-то не удается, надо попытаться спокойно, терпеливо обучить его. Иногда может быть, что ребенок еще не готов к выполнению данной деятельности, тогда на время от этого следует отказаться. Позднее можно попробовать снова обучить его тому, чего раньше он не мог усвоить.
В воспитании и обучении детей важную роль играет выработка у них привычек и навыков поведения, а также четкая последовательность в выполнении отдельных действий. Они усваивают действия в той последовательности, в которой обычно выполняют их под непосредственным руководством и контролем старших. Этот строгий распорядок освобождает ребенка от замешательства и состояния беспомощности, которые он испытывает при необходимости принять самостоятельное решение или приспособиться к изменившимся условиям [17, 219].
У ребенка навыки самообслуживания, домашнего труда, нормы поведения успешнее формируются и лучше усваиваются, если режим его дня строго упорядочен. Ввиду того, что он не способен находить нужный способ действия в изменившейся ситуации, четкая упорядоченность ему очень помогает. Нарушение распорядка дня, последовательности действий вредно отражается на ребенке.
Эти индивидуальные различия и возможности каждого ребенка должны учитываться в процессе его воспитания и обучения всем видам труда, при установлении последовательности действий. Вся педагогическая система
16
обучения ребенка бытовому и общественно полезному труду должна быть гибкой и разумно применяться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Фундаментальный принцип, руководствуясь которым необходимо выстраивать систему семейных отношений и воспитания в семье, А.С. Макаренко определил таким образом: «максимальная требовательность — максимальное уважение к личности ребенка» [9, 16].
Заключение
На основании изучения семенного воспитания, понимания семьи как первой социальной общности ребенка, возможно сформулировать ряд выводов.
Ребенок видит в семье свой первый социальный опыт, именно в семье им приобретаются первые навыки жизни в социуме и поэтому, роль семьи в процессе становления ребенка очень важна.
Семейное воспитание играет значительную роль в процессе воспитания, обучения ребенка.
Стиль семейных отношений оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, уровень его эмпатии.
При разработке модели семейного воспитания родители должны исходить из принципа, суть которого состоит в том, что ребенок должен формировать свои социальные навыки, умения, знания не с позиций заниженных параметров содержательных характеристик, а постепенно, с учетом его возможностей.
Главное условие успешного семейного воспитания - любовь к ребенку,
17
необходимость создания для него благоприятных условий в семье, которые позволяют ему развиваться.
В специальной литературе обращается внимание на важнейшую характеристику семейного воспитания, состоящую в правильном формировании целей воспитания.
18
Литература
- Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи. Исследования и проблемы. //Вестник
московского университета. Психология. Серия 14. - 2002. - № 2. - Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 2002.
- Баркан А.И. Его величество ребенок. -М.: ЭКСМО, 1996.
- Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - М. «Книжный
мир»,-2003. - Викофф Д., Юнелл Б. Воспитание без наказаний и крика. - Мн.: Попурри,
2007. - Карабанова О.А. Психология семейных отношений. - М. Книжный мир,
2006. - Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Наука,2006.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Наука, 1989.
9. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1987.
10. Мириянов В.М. Психология семейного воспитания. -М.: МОДЭК, 2007.
11 .Мишина Т.М. Семейная психология и психотерапия. - М.: Наука, 1999.
12.Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Наука, 2005.
13.Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А.
Смирнова. - М.: Владос, 2004.
14. Н.Петровский А В.., Петровский В. А. Всегда ли правы родители. - М.: Астерель, 2000.
15.Психология семейного воспитания / Под ред. В.М. Миниерова. - М: Владос, 2006.
16.Радугин А. Педагогика и психология. - М.: Книжный мир, 1996. 17.Рубинштейн С.Я. Черты характера ребенка и его воспитание в семье. - М.:
Просвещение, 1967.
18.Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника через средства изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей дошкольников, нравственное и социальное развитие детей....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....
СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА
В В В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, ...
Консультация для родителей "Роль семьи в обогащении социального мира ребёнка"
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выжива...
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни
Статья "Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни"...
Решение задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения проектной деятельности.
В современных условиях компетентная личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, постоянно ...
Консультация для педагогов на тему: «Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребёнка дошкольника».
Социальное развитие - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятел...