«Семейный клуб». Детско-родительское игровое и развивающее взаимодействие.
план-конспект занятия по теме
В работе детско-родительского клуба преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра.
Рассмотрим две детско-родительские игровые встречи. Детско-родительское игровое взаимодействие «Внимание: внимание!» и Досуг с родителями и детьми: «Уроки понимания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_knigu.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семейный клуб».
Детско-родительское игровое и развивающее взаимодействие.
Зуева С.С., педагог-психолог,
МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка»
Семья и дошкольное учреждение - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания - эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьей - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.
Последнее время замечается, что дети играют теперь совсем не так, как мы в детстве. Специалисты бьют тревогу - игра вымирает. Причин этого явления много. Одна из них - это нарушение самого процесса передачи игровых традиций, которая раньше шла естественным образом от старших детей младшим. Однако семьи все больше теперь малодетные, из жизни городских детей исчезла дворовая игра, игра с соседскими детьми тоже теперь встречается не часто. Да и родители все реже уделяют внимание играм со своими детьми, с радостью оставляя их за компьютером или мультфильмами.
Необходимо помочь именно родителям стать той самой ниточкой, по которой произойдет передача игрового опыта, раз уж трансляция этого опыта от старших детей к младшим практически утрачена. Ведь родители обладают своим уникальным игровым опытом, который был сформирован на основе их собственных интересов, культурных, национальных и этических традиций, в которых они выросли.
Педагоги дошкольных учреждений обладают уникальной возможностью близкого общения с семьями воспитанников. Ведь родители дошкольников особенно особо значимы в жизни ребенка.
Возникают вопросы:
Каким же образом создать в детском саду такие условия, при которых формировались бы доверительные и ответственные отношения педагогов с семьями воспитанников?
Как вовлечь семью в игровую деятельность с детьми?
В этой ситуации перед педагогами открываются широчайшие возможности для актуализации темы игры в кругу родителей на консультациях, родительских собраниях, всевозможных семинарах, детско-родительских досугах и праздниках.
Создание на базе дошкольного учреждения семейного клуба - одно из форм взаимодействия педагогов и семьи. Суть работы такого клуба - в объединении педагогов, детей и их родителей, организация живого общения семей друг с другом и с педагогами. Общение может происходить в форме:
• совместного игрового и развивающего взаимодействия;
• досугов и праздников, экскурсий;
• проблемных семинаров, консультаций для взрослых членов семей;
• проектной и исследовательской деятельности.
В работе детско-родительского клуба преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра. Ведь совместное игровое взаимодействие не только укрепляет семейные ценности и способствует гармонизации детско-родительских отношений, но и помогает родителям осознать ценность игры в дошкольном возрасте, ее развивающий аспект.
Разработано много практического материала на данную тему. Рассмотрим две детско-родительские игровые встречи.
Детско-родительское игровое взаимодействие
«Внимание: внимание!»
Цель занятия: развитие у старших дошкольников основных свойств внимания; обогащение форм игрового взаимодействия родителей с детьми.
Ход проведения:
Сюрпризный момент - в гости приходит Кот-психолог. Вначале педагог-психолог приветствует детей и родителей:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые мамы (и папы)! Меня зовут Наталья Михайловна, я - психолог. А это мой помощник, Кот-психолог.
Кот здоровается с детьми и родителями.
- Здравствуйте, я - Кот-психолог, а вас как зовут?
Кот-психолог приглашает в страну Лукоморье:
Вы помните, ребята, Лукоморье,
Где Кот ученый сказки говорил,
Я с тем Котом дружил, и вот недавно
Меня дружок мой в гости пригласил.
Я знаю, в сказку путь лежит неблизкий,
Но мне идти в дорогу не впервой,
А вы, мои ребята, папы, мамы,
Хотите ли отправиться со мной?
Ну что ж, вас приглашаю в Лукоморье,
В пути нас ждут, ребята, испытания,
И потому, друзья, необходимо
Нам непременно взять с собой внимание!
Игра «Проводники»
Цель: развитие сенсорного внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: оборудование для создания «дороги в сказку» (дорожки, пеньки, коврик - «речка»), платки для завязывания глаз.
Чтобы попасть нам в сказочное Лукоморье, надо пройти опасной тропой, быть внимательными в пути и доверять друг другу. Путь в сказку знают только дети. Поэтому вам, дорогие взрослые, необходимо завязать глаза. Доверьтесь вашим детям, и они проведут вас заветной тропой прямо в сказку. Я сейчас покажу вам, как пройти в Лукоморье, слушайте и смотрите внимательно:
По узенькой дорожке Пенечки обойдем,
Тихонько через речку Мы в сказку попадем!
Родители за руку и по словесным указаниям своих детей проделывают предложенный путь.
Детско-родительские пары подходят к декорации «Дуб», находят сундук Бабы-Яги, закрытый на замок, и письмо:
Ключик нужно вам найти!
Вас преграды-испытания
Ждут на сказочном пути!
Возьмите в путь с собой внимание,
Тогда пройдете испытания!
Пять преград как обойдете –
Так заветный ключ найдете!
Кот-психолог остается стеречь сундук, а мы - в путь!
- Посмотрим внимательно на наше Лукоморье. Где же первое испытание? Видите цифру «1»? Вперед, к нашему первому испытанию!
Игра «Найди по слуху»
Цель: развитие слухового внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: звучащие предметы.
Послушайте внимательно, как звучат эти предметы. Подберите с мамой пару предметов, звучащих одинаково.
Родители и дети подбирают одинаково звучащие предметы по парам.
Игра «Я или не Я»
Цель: развитие слухового внимания, логического мышления, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: звучащие предметы из игры «Найди по слуху».
Я буду вам задавать вопросы в стихах, а вы должны слушать внимательно и на них ответить. Если ответ «Я» - громко кричите «Я!» и звените погремушками, а если ответ «Не я» - громко кричите «Не Я!» и прячьте погремушки за спину.
Психолог читает стихи:
Кто здесь взрослых уважает?
Кто детей не обижает?
Кто хоть раз ходил в кино?
Кто мячом разбил окно?
Кто играть умеет в прятки?
Кто стреляет из рогатки?
Кто же скромный, кто молчит?
Кто все время «я» кричит?
В конце каждой строки дети отвечают «Я», звеня погремушками; или не «Я», спрятав погремушки за спину.
Игра «У жирафа пятна» (психогимнастика по Железновым)
Цель: развитие моторно-двигательного и слухового внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: запись песни «У жирафа пятна».
Слушайте и смотрите внимательно, повторяйте за мной.
Дети и родители выполняют движения под музыку со словами:
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде!
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде!
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде!
У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде!
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
Игра «Пицца»
Цель: развитие зрительного внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: стол, игра «Пицца» (или любые парные картинки - пазл 2 в 1).
Посмотрите внимательно и соберите эти картинки.
Дети с помощью родителей собирают парные картинки.
- Молодцы, ребята! Ой, а что это за конвертик?
(Психолог достает конверт с письмом бабы Яги, читает.)
Вот ребята - молодцы!
Мамы, папы - молодцы!
Сразу видно воспитанье!
Тренировано вниманье!
К дубу вы скорей идите, на него вы посмотрите,
Там, где желудь больше всех, там и ждет вас всех успех!
Рассматривают внимательно дуб и находят там самый большой желудь, за ним спрятан ключик.
- Это же ключ от сундука с подарками! Давайте попробуем открыть. (Идут к сундуку, открывают.)
- Уважаемые мамы и папы, дорогие дети! Все вы были дружными, внимательными друг к другу и внимательно выполняли задания. Как в каждой сказке, в конце пути нас ждет награда (открывается сундук, а в нем альбомы с заданиями по развитию внимания). Теперь вы знаете много игр, чтобы поиграть в них дома, вместе со своей семьей и тренировать свое внимание, а также уделять побольше внимания друг другу!
Рефлексия:
- Понравилось ли вам в дороге?
- Приятно ли знать, что рядом надежный близкий человек, готовый помочь?
- Доверились ли вы, родители, своим детям?
- Дети, чувствовали ли вы, как важна ваша помощь родителям?
Досуг с родителями и детьми: «Уроки понимания»
Цель занятия: научить родителей общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого. Сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами.
Оборудование: фотокарточки с семейного альбома, ватман, листы А4, цветные карандаши, вода, краски, кисточки.
Ход проведения:
Ведущий: - Здравствуйте, чтобы научить вас общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого и сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами. А это вы сами знаете сложно добиться при высокой загруженности, хронической усталости. Задача моя как педагога-психолога - научить расслабляться, чтобы не переносить свое раздражение, связанное с проблемами на работе или с другими людьми, на отношения с ребенком.
1. Интерактив (игры – ледоколы, для снятия барьера)
- И как всегда, мы немного разогреемся.
Игра «Поварята»
Все встают в круг, это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся, в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо - просто «объедение».
2. Основная часть
Ведущий: главным формирующим фактором в развитии эмпатии, является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром.
- Вот лишь, несколько упражнений, которые помогут ребенку и вам научиться глубже понимать и чувствовать настроения окружающих.
Игра «Фотография»
Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких. Попросите рассказать, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.
Игра «Живая скульптура»
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку, выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее.. Тот, кто, давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
ЗАМЕЧАНИЕ: Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего, упражнения следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
Игра «Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
Игра «Сиамские близнецы»
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д. СОНЕТ: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
Игра «Рисуем всей семьей»
Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой, мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать кому что хочется.
3. Релаксационный этап
Игра «На берегу моря»
Инструкция. Взрослым и детям предлагается представить, что они играют на берегу моря, плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок... Закрывают глаза от яркого солнца, раскидывают в приятной неге руки и ноги.
- «Игра с песком» (на напряжение и расслабление рук).
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить 2-3 раза.
- «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление ног).
Представьте, что на пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставьте носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки смотрят вниз в стороны, расслабьте ноги: они отдыхают. Повторить 2-3 раза.
- «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сожмитесь в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабьтесь: разморило на солнце (на выдохе).
- «В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).
В положении лежа на спине ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
- «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).
Подбородок загорает - подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе). Петит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закройте рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка, пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьте мышцы лица. Не открывая глаз, переползите в тень, примите удобную позу.
- «Сон на берегу моря».
Послушайте шум моря. Представьте, что вам снится сон (ведущий рассказывает его со-держание - варианты сна могут быть разные, в зависимости от того, что делали дети на занятии): вы видите во сне то, чем мы сегодня занимались... (таким образом происходит закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) По сигналу (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.) вы проснетесь. (Пауза.)
Примечание. По сигналу все энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают.
4. Рефлексия.
Задание: нарисовать свои эмоции, в последствии которого появились ваши чувства, впечатления.
- А теперь построим наш большой и дружный семейный дом (выкладывание «кирпичиков» листов бумаги на ковре вместе с детьми и родителями).
В результате проведения таких мероприятий:
- родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребенком, развивая его внимание в игре;
- дети имеют возможность при помощи педагога-психолога упражнять внимание, при этом чувствовать поддержку близкого взрослого (что способствует формированию у детей веры в успех);
- играя, выполняя упражнения, дети учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников и родителей;
- снижается конфликтность в работе педагогов и родителей (уменьшение количества жалоб со стороны родителей в адрес педагогов дошкольного учреждения, удовлетворенность педагогов психологическим климатом во взаимодействии с родителями воспитанников);
- более высокая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе (родительские мастер-классы, конференции, участие в организации мероприятий и другое);
Список использованной литературы.
- Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1.
- Баринова Н.М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб. - М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. - 2006. - № 2.
- Детский сад и семья/Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1986.
- Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Проект семейного клуба детско-родительских встреч
Предлагаем вашему вниманию проект семейного клуба детско-родительских встреч, как инновационно-коммуникативную технологию, основная цель которого создание системы эффективного взаимодействия с семьями...
Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению
Мини-реферат из опыта работы...
Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению, способствующая гармонизации детско- родительских отношений.
Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей, которые направлены на формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья. Семейный клуб - особая фор...
«Родительский (семейный) клуб -как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей»
laquo;Родительский (семейный) клуб -как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей»...
Презентация " Семейный клуб в ДОУ, как эффективная форма взаимодействия с родителями"
Презентация " Семейный клуб в ДОУ, как эффективная форма взаимодействия с родителями"...