«Родительский (семейный) клуб -как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей»
методическая разработка
«Родительский (семейный) клуб -как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема доклада: «Родительский (семейный) клуб -как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей»
Слайд 1.
В соответствии с новым Федеральным Законом от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Слайд 2.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования.
Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье; повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».
Слайд 3.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и на сегодняшний день является одним из самых актуальных, и решением является «Родительский (семейный) клуб - как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей».
Родительский клуб – это поддерживающее, уютное пространство, в котором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудить значимые родительские темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на свои проблемы со стороны. В клубе все равны и каждый важен.
Родительский клуб – это место, где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.
Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Слайд 4
Цель родительских клубов – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.
Слайд 5 (представлены на слайде)
Задачи родительских клубов:
-осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в ДОУ;
-создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
-создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;
-создание системы взаимодействия семьи и ДОУ, ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив;
-возрождение семейных традиций;
-повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей.
Принципы работы родительских клубов:
-участвовать в работе клуба на добровольной основе;
-учитывать пожелания и предложения участников клуба;
-строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности;
-творчески подходить к работе клуба.
Слайд 6
Тематика работы родительского клуба планируется методическим советом ДОУ, воспитателями групп. Но при этом она может изменяться по запросу родителей.
Для этого в группе можно установить «Волшебный почтовый ящик», в котором родители могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За одну-две недели до очередного заседания заместитель заведующего детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.
Примерный перечень тем представлен на слайде:
- «Как подготовить ребёнка к школе»;
- «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
- «Развиваем память у дошкольников»;
- «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
- «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
- «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
- «Возрастные кризисы»;
- «Детские страхи»;
- «Капризы и упрямство»;
- «Ребёнок и компьютер»;
- «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
- «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».
Слайд 7
Основные формы работы родительских клубов: клубный час, дискуссии, практикумы, круглый стол, социальные акции.
В рамках родительских клубов появляется возможность организации тематических встреч – диалога между родителями и специалистами. Клуб дает возможность обсуждать интересующие родителей вопросы со специалистами, а также друг с другом. Ведь у каждого родителя имеется свой ценный опыт, которым он может поделиться с другими родителями.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Слайд 8
Рассмотрим Технологию (структура) проведения клубного часа.
Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа.
1 – этап приветствие
Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.
Например, игра «Пожелания»
Каждый участник группы по кругу произносит какую-либо фразу, посвящённую всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
Или например, «Танцевальный привет»
Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад вас видеть!» или «Какой замечательный сегодня день!» и т.д
2 этап - Основной
На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.
Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:
- мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
- притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
- демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.
Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:
- дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
- психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
- детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).
Практика занимает до 45 минут.
Слайд 9
3 этап - Эмоциональная разгрузка
Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.
4 этап - заключительный этап
Ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.
Заключительный этап длится около 15 минут.
Слайд 10
Таким образом, использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия с семьей
Консультация для педагогов ДОУ. " Соременные формы взаимодейтвия с семьей "...
Родительский совет - эффективная и современная форма взаимодействия ДОО с родителями
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций для подготовки плана работы с родителями. В нем представлена классификация родительских советов по задачам, которые они м...
Современная форма взаимодействия с семьей посредством детско-родительских занятий
Совместные занятия детей и родителей помогают создать комфортный психо-эмоциональный настрой в группе, доброжелательные и доверительные отношения родителей с педагогом....
Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению
Мини-реферат из опыта работы...
Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению, способствующая гармонизации детско- родительских отношений.
Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей, которые направлены на формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья. Семейный клуб - особая фор...
"Онлайн клуб для родителей как современная форма взаимодействия ДОУ и семьи"
Данный опыт осуществляется на протядении двух лет и показал себя как продуктивная и более активная форма взаимодействия с родителями....