Игры для развития речи
методическая разработка (старшая группа) по теме
Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_rechi.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры для развития речи»
Рекомендации учителя-логопеда родителям
1. Развитие лексической стороны речи. Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка. Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли. В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений с помощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели и т.д.)». Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами. Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их. 2. Формирование грамматического строя речи. Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными. Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже. Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений. 3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность. Следить за правильным ударением при произнесении слов. Разучивать чистоговорки, скороговорки. 4. Развитие связной речи детей. Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону. Ежедневный обмен впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия. Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок. Упражнять в составлении элементарных описаний. Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. |
«Подбери словечко» Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно). «Скажи наоборот» Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … «Какой предмет?» Подобрать к предмету как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … «Два приятеля» Придумай слова-приятели к словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый) и.т.п. «Назови ласково» Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее вы произносите только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький).и т.п. «Магазин посуды» Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница. (можно поменяться ролями) «Найди по цвету» Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное — яблоко, кресло, платье. Желтая — репа, краска, сумка. Синий — василек, баклажан, карандаш. «Скажи наоборот» Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло. Друг … враг. День … ночь. Радость … грусть (печаль). Жара … холод. Зло … добро. Правда … ложь. Хорошо … плохо. Тяжело … легко. Высоко … низко. Можно … нельзя. Трудно … легко. Быстро … медленно. Говорить … молчать. Покупать … продавать. Поднимать … опускать. Бросать … поднимать. Прятать … искать. Зажигать … тушить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...