КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 0-3-+ ЛЕТ
консультация на тему
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений. Предложенные карты помогут родителям проследить, правильно ли развивается их ребенок и при необходимости, вовремя обратиться к специалистам за консутацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta.docx | 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Общая моторика | ||||||
Поднимает голову, лежа на животе | + | |||||
Опирается на локти | + | |||||
Пытается сесть | + | |||||
Переворачивается | + | |||||
Поднимается и удерживает на ногах вес тела | + | |||||
Сидит самостоятельно | + | |||||
Ползает | + | |||||
Самостоятельно стоит | + | |||||
Самостоятельно ходит | + | |||||
Наклонившись, поднимает предмет с пола | + | |||||
Встает самостоятельно | + | |||||
Поднимает предмет, присев на корточки | + | |||||
Бегает | + | |||||
Идет по лестнице с опорой | + | |||||
Идет спиной вперед | + | |||||
Бьет по мячу ногой | + | |||||
Сидит на корточках | + | |||||
Поднимается по лестнице без опоры | + | |||||
Спускается по лестнице с опорой | + | |||||
Сохраняет равновесие при ходьбе | + | |||||
Прыгает обеими ногами | + | |||||
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Ходит на носках | + | |||||
Спускается по лестнице без опоры | + | |||||
Пробегает 15 м | + | |||||
Перепрыгивает через черту | + | |||||
Спрыгивает с последней ступеньки | + | |||||
Самостоятельно приседает и встает | + | |||||
Стоит на одной ножке | + | |||||
Повторяет движения за взрослыми | + | |||||
Перешагивает через препятствие | + | |||||
Ручная моторика | ||||||
Сжимает предмет в руке | + | |||||
Тянет предметы к себе | + | |||||
Играет своими руками | + | |||||
Тянется в направлении объекта | + | |||||
Тянет предметы в рот | + | |||||
Берет 2 предмета сразу | + | |||||
Трясет предметы | + | |||||
Перекладывает предметы из одной руки в другую | + | |||||
Исследует предметы | + | |||||
Хватает предметы большим и указательным пальцами | + | |||||
Стучит предметами друг о друга | + | |||||
Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно | + | |||||
Использует указательный палец при показе | + |
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Бросает мячик двумя руками | + | |||||
Пьет из чашки | + | |||||
Распаковывает предмет | + | |||||
Бросает бусинку в бутылочку | + | |||||
Открывает крышечку коробочки | + | |||||
Рисует каракули | + | |||||
Раздевается самостоятельно | + | |||||
Переворачивает странички | + | |||||
Достает бусинку из бутылочки | + | |||||
Бросает мячик одной рукой | + | |||||
Ест ложкой | + | |||||
Надевает бусинки на проволоку | + | |||||
Складывает лист бумаги пополам | + | |||||
Переливает воду из сосуда в сосуд | + | |||||
Рисует круги, правильно держа карандаш | + | |||||
Застегивает пуговицы | + | |||||
Формируется предпочтение руки | + | |||||
Кинестетический праксис | ||||||
Покажи ушки (2-3 п.). правая левая | ||||||
Покажи рожки (2-3 п.). правая левая | ||||||
Сложи колечко (1-2, 3, 4, 5). правая левая |
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Оральный праксис | ||||||
Облизывает ложку | + | |||||
Пьет из чашки | + | |||||
Выплевывает еду кончиком языка | + | |||||
Жует твердую пищу | + | |||||
Движение губами при словах «ам-ам» | + | |||||
Динамический праксис | ||||||
Перебор пальцев (1-2, 3, 4, 5 и обратно) правая левая | + | |||||
Воспроизведение ритмических структур | ||||||
1 1 правая левая | + | |||||
1 11 правая левая | + | |||||
Конструктивный праксис | ||||||
Собирает пирамидку из 2-х колечек | + | |||||
из 3-х колечек | + | |||||
Строит башню из 2-кубиков | + | |||||
из 4-х кубиков | + | |||||
из 6-ти кубиков | + | |||||
Доска Сегена; круг, квадрат, треугольник | + | |||||
Сложение фигур: 2 части. | + | |||||
3 части | + | |||||
Сложение из палочек (2—4) | + | |||||
А) по образцу | ||||||
Б) по памяти |
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Гнозис[1] | ||||||
Зрительное восприятие | ||||||
Следит глазами за движущимся объектом | + | |||||
Фиксирует взгляд на лице | + | |||||
Следит за удаляющимся объектом | + | |||||
Рассматривает предмет в руке | + | |||||
Видит на столе горошину | + | |||||
Оба глаза смотрят прямо | + | |||||
Наблюдает за движущимся человеком | + | |||||
Следит за упавшим предметом | + | |||||
Рассматривает свои руки | + | |||||
Узнает свою бутылочку | + | |||||
Находит накрытый предмет | + | |||||
Предпочитает определенную игрушку | + | |||||
Наблюдает за своим отражением | + | |||||
Следит за катящимся мячиком | + | |||||
Рассматривает яркие картинки | + | |||||
Подкладывает предметы к их изображениям | + | |||||
Следит за манипуляциями с предметами на столе | + | |||||
Различает 2 предмета разного размера | + | |||||
Различает 2 разные геометрические формы | + |
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Знает свою одежду | + | |||||
Находит 2 спрятанные предмета | + | |||||
Лицевой гнозис | ||||||
Узнает близких родственников | + | |||||
Узнает соседей и гостей | + | |||||
Зрительно-пространственное восприятие | ||||||
Узнает знакомые места | + | |||||
Слуховое восприятие | ||||||
Пугается громких звуков | + | |||||
Реагирует на звуки во сне | + | |||||
Замирает, услышав тихий звук | + | |||||
Смотрит на говорящего | + | |||||
Прислушивается к пению, музыке | + | |||||
Вертит головой в поисках источника звука | + | |||||
Реагирует на успокаивающий тон взрослого | + | |||||
Прислушивается к шагам | + | |||||
Реагирует на шепотную речь | + | |||||
Реагирует на строгий тон | + | |||||
Поворачивает голову на звук | + | |||||
Различает на слух 2 удара | + | |||||
Определяет и показывает направление звука Вверху Внизу Слева Справа | + |
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Дифференциация звучащих игрушек Бубен — флейта Металлофон — молоток Две погремушки Два колокольчика | + | |||||
Цветовой гнозис | ||||||
Различает 2 цвета | + | |||||
Подбирает парные картинки из ряда (4 + основные цвета) | + | |||||
Сомато-пространственный гнозис | ||||||
Показывает части тела на кукле | + | |||||
Показывает части тела на себе | + | |||||
Показывает 6 названных частей тела | + | |||||
Импрессивная речь | ||||||
Понимает смысл сказанного | + | |||||
Смотрит в сторону называемого человека | + | |||||
Реагирует на просьбу «Иди ко мне» | + | |||||
Понимает смысл просьбы «Открой рот» | + | |||||
Реагирует на свое имя | + | |||||
Указывает на 2-х названных людей | + | |||||
Указывает на 4 названных предмета | + | |||||
Понимает вопрос «Хочешь...?» | + | |||||
Понимает ласковые слова и «баю-бай» | + | |||||
Понимает призыв «гулять» | + |
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Понимает смысл 20 слов | + | |||||
Показывает 8 названных предметов | + | |||||
Показывает 4 названных людей | + | |||||
Понимает «До свидания», «Пока» | + | |||||
Выполняет просьбу «Дай мне еще один» | + | |||||
Понимает просьбу «Уложи куклу + + баиньки» | + | |||||
Понимает двойное обозначение места («Положи в спальню на кровать, на стол в кухне») | + | |||||
Выполняет двойную просьбу | + | |||||
Понимает глаголы на картинке | + | |||||
Сформированы понятия «один — много» | + | |||||
Экспрессивная речь | ||||||
Лепечет | + | |||||
Издает звуки в ответ на реплику взрослого | + | |||||
Выражает эмоции звуками | + | |||||
Подражает звукам | + | |||||
Произносит 4 различных слога | + | |||||
Выражает желание звуками | + | |||||
Звуки [а], [о], [у], [м], [б], [п] | + | |||||
Произносит 2 слова | + | |||||
Подражает звукам 2-х животных | + | |||||
Повторяет за взрослым 2 слова | + | |||||
Выражает желание словами | + |
Параметры изучения | Возраст | |||||
0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | |
Звуки [н], [л], [д], [т], [в], [ф] | + | |||||
Использует 5 слов | + | |||||
Называет 3-х людей по имени | . | + | ||||
Называет 4 предмета | + | |||||
Называет 2 вида деятельности | + | |||||
Использует 10 слов | + | |||||
Называет себя по имени | + | |||||
Говорит «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо» | + | |||||
Называет 2 свойства предмета | + | |||||
Произносит фразу из 2-х слов | + | |||||
Употребляет местоимения «он», «она», «оно» | + | |||||
Употребляет слова «еще», «опять», «много» | + | |||||
Повторяет фразу из четырех слов | + | |||||
Спрашивает «Что это?» | + | |||||
Произносит фразу из трех слов | + | |||||
Разговаривает с игрушками | + | |||||
Звуки [р], [с], [ш], [ч], [ц], [щ] | + | |||||
Мышление | ||||||
Распределяет предметы на две группы | + | |||||
Находит поставленный на новое место предмет | + | |||||
Сортирует ложки и вилки | + | |||||
Раскладывает 2 пары картинок в отдельные стопки | + | |||||
Сортирует чайные и столовые ложки | + |
КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО
И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ
(Учитываются: сила движений, точность движений, темп движения, координация движений, переключение от одного движения к другому)
3,5 года
• Ездит на трехколесном велосипеде
• Проносит 3 м стакан с водой
• Идет по полосе длиной 3 м
• Прыгает на 20 см в длину и на 5 см в высоту
• Поднимается по лестнице без опоры
4 года
• Шагает, размахивая в такт руками
• Удерживает равновесие на каждой ноге (2-3 сек.)
• Подпрыгивает на одной ноге
• Делает 5 прыжков подряд на двух ногах
• Спрыгивает двумя ногами с дивана
• Спускается по лестнице с переменой ног
• По сигналу переходит с бега на ходьбу
5 лет
• Мяч бросает вверх, ударяет об пол, ловит
6 лет
• 5 раз ударяет по мячу ладонью
• На бегу подбрасывает и ловит мяч
Ручная моторика
3,5 года
• Одевается сам
• Открывает спичечный коробок
• Разворачивает конфету
• Держит карандаш пальцами
• Рисует круг
4 года
• Моет и вытирает руки
• Откручивает болт, поворачивает ключ в замке
• Застегивает и расстегивает пуговицы
• Режет ножницами
• Выполняет шнуровки
Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата
а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______________________)
б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др. ____________________)
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право)
д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)
е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: оправа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)
Параметры движения (губ, щек, языка):
а) объем движений: в полном объеме, ограничен
б) точность выполнения: сохранна, нарушена
в) тонус без особенностей, повышен, снижен
г) темп движений: нормальный, медленный быстрый
д) переключаемостъ движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений
е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение
Состояние звукопроизношения
Характер проявления:
а) изолированные нарушения ____________________________
б) нарушения в слогах __________________________________
в) нарушения в словах __________________________________
г) нарушения во фразах _________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка " Мониторинг физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста"
Педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников, позволяет более грамотно организовать педагогиче...
Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»
Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...
Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.
Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие» по уровням «Норма» ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно - психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно - психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста разработана мной на основе сх...
Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.
Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие&ra...
Снижение нервно-психического напряжения у детей с ОВЗ через игры-релаксации
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...
Технологическая карта образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе «Дети Галактики»
Технологическая карта образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе «Дети Галактики»Используя двигательную, познавательную, коммуникативную, п...