ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
В данном материале описаны различные методики:
- Методика понимания и использования в речи собственных местоимений
- Методика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»
- Методика изучения представлений ребенка раннего возраста о себе, через параметры самоузнавания и самоназывания «Фотография»
- Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста рисунок «Плохой и хороший ребенок»
- Методика изучения временной перспективы у детей дошкольного возраста «Тест временной перспективы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Методика понимания и использования в речи
собственных местоимений
(Т.Хелльбрюгге)
Возраст, месяцы | Задание | Выполнение | Правильное решение |
8-11 | Повернуться, когда родители называют имя ребенка | Экспериментатор или один из его родителей ждет, когда ребенок отвлечется от своего занятия. Затем они обращаются к нему по имени или ласкательному имени. В следующих попытках необходимо выяснить, существует ли разница между называнием его имени и другим обращением | Ребенок поворачивается, если родители или экспериментатор называют его по имени. При этом должно быть ясно, что ребенок поворачивается не только на голос |
13-17 | Правильно показать или направить взгляд на часть тела | Экспериментатор узнает у родителей, какую часть тела ребенок уже знает и просит показать эту часть тела или на себе, или на родителях, или на кукле – например, «глаза» или «рот» | Ребенок показывает или направляет взгляд на одну из названных экспериментатором частей тела |
15-20 | Правильно показать или направить взгляд на свой живот | Задает вопрос, где живот, все равно, может ли его показать ребенок у себя, куклы или у матери. Экспериментатор просит ребенка: «Покажи мне твой живот» | В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд на свой живот, живот другого человека или куклы |
18-24 | Правильно показать или направить взгляд на три части тела | Экспериментатор спрашивает у родителей, какие части тела ребенок знает. Затем он просит ребенка показать части тела на себе, одном из родителей или кукле, спрашивая о каждой части тела по отдельности. Легче всего при этом определяются глаза, рот, нос, живот, волосы и руки. | В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд минимум на три части тела, о которых спрашивают. Не достаточно, чтобы ребенок назвал части тела |
22-29 | Показать или посмотреть на свою руку | Экспериментатор просит ребенка показать ему свою руку | Ребенок показывает или смотрит на свою собственную руку или поднимает ее |
22-31 | Использовать свое имя при разговоре о себе | Экспериментатор опрашивает родителей, обозначает ли их ребенок самого себя, используя при этом свое имя. При необходимости ребенка спрашивают: «Как тебя зовут?» | Ребенок использует свое имя или его упрощенную форму, когда говорит о себе, или если его спросят, как его зовут. Повторение собственного имени не допускается |
25-34 | Говорить о себе в Я-форме | Экспериментатор опрашивает родителей и следит во время обследования за тем, использует ли ребенок Я-форму, когда говорит о себе | Ребенок говорит о себе в Я-форме, не повторяя только непосредственно языковые выражения родителей или экспериментатора |
25-34 | Выразить желания в Я-форме | Экспериментатор спрашивает родителей, выражает ли их ребенок желания в Я-форме, например: «Я хочу!» или «Я не хочу!» | По словам родителей, которые могут подтвердить это примером, ребенок выражает желания в Я-форме |
28-37 | Понимать вопросы типа: «Что ты делаешь, когда ты устал (голоден, грязный)?» | Экспериментатор спрашивает ребенка: «Что ты делаешь, когда ты устал? Что ты делаешь когда ты голоден? Что ты делаешь, когда ты грязный?» После каждого вопроса экспериментатор ожидает ответа | Однозначными жестами или вербальными выражениями ребенок отвечает, что он понял два из трех вопросов и соответственно реагирует, изображая сон, еду и мытье |
28-39 | Использовать слово «мне» или «тебе» | Экспериментатор указывает на предмет, который надет на ребенка, или который ребенок принес с собой, и спрашивает: «Кому это принадлежит?» Одновременно он следит в ситуации обследования за языковыми выражениями ребенка. Если это задание не может быть выяснено в ситуации обследования, экспериментатор обращается к родителям с вопросом: «Использует ли ваш ребенок слово «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему, или использует слово «тебе»? | Ребенок использует местоимение «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему. Правильное использование «тебе» может уже оцениваться экспериментатором позитивно |
29-39 | В ответ на вопрос показать свой подбородок | Экспериментатор пробует выяснить эта задание вслед за вопросами по другим частям тела, спрашивая ребенка: «Покажи мне твой подбородок! Где твой подбородок?» | В ответ на вопрос ребенок показывает свой подбородок или подбородок Матеи, экспериментатора или куклы |
32-43 | Знать свой пол | Экспериментатор спрашивает ребенка: «Ты мальчик (пауза) или девочка?» Куклы или картинки с детьми, на которых надо распознать пол, могут также использоваться, они не уменьшают сложность задания | Ребенок вербально отвечает утвердительно на правильную часть вопроса или реагирует соответственно киванием головы. Также задание считается выполненным, если он правильно может назвать свой пол |
2. Методика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»
(модификация О.В.Белановской)
Материал: зеркало 40Х40 см. на подставке
Проведение методики заключается в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом. Ребенка сажают одного перед зеркалом так, чтобы экспериментатор не попадал в поле его зрения, и регистрируют поведение по следующим параметрам:
- возраст: год, месяц;
- пол: муж. – 1, жен. – 0
- длительность рассматривания: 0 – быстрое (5 с.); 1 – продолжительное (5-15 с.); 2 – долгое (свыше 15 с.);
- характер взгляда: 1 – сосредоточенный; 2 – рассеянный; 3 - неустойчивый;
- эмоциональные проявления: 1 – плач; 2 – безразличие; 3 – удивление; 4 – улыбка; 5 – радость; 6 – смех;
- поведение, направленное на себя:
1 – рассматривает изображение (пассивное рассматривание);
2 – выполняет имитационные движения (по предложению взрослого);
3 – самостоятельное изображение чего-либо (гримасничанье);
- поведение, направленное на зеркало:
1 – дотрагивается; 2 – стучит; 3 – обследует
Наблюдаемые формы поведения экспериментатор фиксирует в протоколе наблюдения, затем шифрует в таблице экспериментальных данных (табл.2).
Таблица 2
Ф.И. ребенка | Возраст | Пол | Длительность рассматривания | Характер взгляда | Эмоциональные проявления | Поведение, направленное на себя | Поведение, направленное на зеркало | |||||||||||||
0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||
Примечание: наблюдаемые поведенческие реакции отмечают в таблице экспериментальных данных с помощью знаков: «+» - наличие наблюдаемого проявления; «-» - отсутствие такового.
Результаты: 0 – низкий результат, ребенок не реагирует на свое зеркальное изображение (быстрое рассматривание, устойчивый взгляд, поведение, направленное на зеркало); 1 – ребенок уже видит отражение в зеркале, но еще не идентифицирует отражение с собой (продолжительное рассматривание, рассеянный взгляд, поведение, направленное на себя, - пассивно рассматривает отражение); 2 – ребенок узнает себя в зеркале (продолжительное или долгое рассматривание, сосредоточенный взгляд, поведение, направленное на зеркало, - имитации); 3- ребенок идентифицирует себя с изображением (продолжительное или долгое рассматривание, сосредоточенный взгляд, поведение, направленное на зеркало, - гримасничанье).
3. Методика изучения представлений ребенка раннего возраста о себе, через параметры самоузнавания и самоназывания
«Фотография»
(О.В.Беланоская)
Материал: фотоаппарат, фотографии детей.
Проведение методики включает проведение индивидуальных и групповых фотосъемок детей, участвующих в эксперименте. Детям индивидуально предъявляются по три фотографии, на которых запечатлен данный ребенок, один мальчик и одна девочка из группы. Также отдельно рассматриваются групповые фоторгафии, на которых изображены небольшие группы детей ( по 3-4 ребенка) в различных ситуациях: прием пищи, прогулка, игры и др. Во время каждого показа ребенку предлагается узнать себя на фотографии. Наблюдение осуществляется по параметрам: 1) узнавание обстановки, предметов, людей, себя; 2) характер называния себя. Фиксируются вербальные и невербальные проявления ребенка.
Наблюдаемые формы поведения вносятся экспериментатором в протокол наблюдения, далее шифруются и заносятся в таблицу экспериментальных данных.
Параметры наблюдения:
- возраст: год, месяц;
- пол: муж. – 1, жен. – 0
- поведенческая реакция: 1 – ничего не узнает; 2 – узнает обстановку; 3 – узнает предметы и игрушки; 4 – узнает воспитательницу; 5 – узнает детей; 6 – узнает себя.
Обозначения: 0 – нет проявлений; 1 – проявления редкие; 2 – проявления частые;
- характер называния себя: 1 – не называет; 2 – девочка (мальчик); 3 – отстраненно; 4 – с помощью собственного имени; 5 – с помощью местоимения «Я».
Обозначения: 0 – нет проявлений; 1 – проявления редкие; 2 – проявления частые.
Результаты: 0 – низкий результат, у ребенка нет представлений о себе; 1 – ребенок не вербализует, но узнает окружение; 2 – узнает себя, но называет отстраненно; 3 – узнает и называет себя по половому признаку; 4 – узнает и называет себя по имени; 5 – узнает и называет себя «Я».
4. Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста
рисунок «Плохой и хороший ребенок»
(модификация А.М.Прихожан, З.Василяукайте)
Материал: лист бумаги, поделенный на три части, четыре карандаша: красный, синий, черный, коричневый.
Проведение методики: ребенку предлагается следующая инструкция: «Лист разделен на три части. Нарисуй в первой части плохого ребенка черным и коричневым карандашами. Во второй части хорошего ребенка красным и синим карандашами, а в третьей части – себя любыми карандашами, которыми захочешь».
Результаты
Рисунок анализируется по следующим параметрам.
1.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребенок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребенок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший – большого размера, тщательно.
2.Автопортрет выполнен красным и синим карандашами – высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.
3.Автопортрет выполнен преимущественно черным и коричневым карандашами, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.
4.Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены черным и коричневым цветом – означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.
Более полное представление можно получить, сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. Следует обратить внимание на то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребенка, соответствует ли он полу ребенка. В нашей культуре плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы.
5. Методика изучения временной перспективы
у детей дошкольного возраста «Тест временной перспективы»
(И.Е.Валитова)
Материал: набор неоконченных предложений (Я стараюсь… То, о чем я думаю… Я был бы рад… Я надеюсь, что… Я уверен, что … Я мечтаю… Я хочу…); мяч.
Проведение методики осуществляется в игровой форме. Исследователь бросает мяч ребенку, называя начало предложения, ребенок должен бросить мяч обратно, закончив предложение. Ответы ребенка фиксируются.
Параметры наблюдения: 1) ориентация на настоящее; 2) указание на школу, на успехи в школе; 3) указание на другие виды деятельности; 4) указание на будущую профессию; 5) указание на свои личные качества; 6) желания в будущем. Отмечается отдаленность: 1) ближайшее будущее; 2) отдаленное будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стребелева Е.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного...
Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.
Современное общество требует от человека хорошо развитой коммуникативной функции,...
Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.
Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализует...
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / под ред. Е.А.Стребелевой - М.: Просвещение, 2007.Пособие создано на основе современного п...
"Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста", Стребелева Е.А.
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного...
Стребелева Е.А "Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста".
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике развития детей раннего возраста и дошкольного возраста. Она включает в себя описание методик, направленных на выявление уровня познавательн...
Комментарии
Уважаемая Елена Юрьевна!Моя
Уважаемая Елена Юрьевна!Моя дочка посещает младшую группу детского сада,поэтому Ваша работа вызвала у меня огромный интерес.Прочитала-многое для себя подчерпнула.Материл скачала,чтобы поделиться с воспитателем дочки.Спасибо за предоставленную возможность!Здоровья Вам и Вашим близким!