Особенности развития фонематического слуха.
статья на тему
В этой статье собраны игры для развития фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития фонематического слуха.
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано.
На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.
К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.
К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.
Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).
К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, соноры, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
1 этап – узнавание неречевых звуков. Например, «Угадай, что звучит». Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается игра с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются третий и четвертый варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произнося короткое АУ.
3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.
Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.
4 этап – дифференцирование слогов.
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками: та-то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы и т.д.
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-та и т.д.
5 этап – дифференциация фонем.
Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук …» Взрослый называет и многократно повторяет например, гласный звук А, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладошки). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произноси звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Р и т.д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
Повторение сочетания гласных звуков.
по два АО по три АОИ по четыре ИОАУ
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
"Особенности работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия"
консультация для родителей...

Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Одной из причин неправильного звукопроизношения является неумение вслушиваться в речь окру...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....