игра как средство умственного развития
консультация на тему
игра как средство умственного развития дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_umstvennogo_razvitiya.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра как средство умственного развития»
Воспитатель: Гаранина Т.М..
Светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным.
Но игра- это не только развлечение и времяпровождение вызывающее массу положительных эмоций , что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного ребенка. Игра- это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться с взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.
Но откуда берется в человеке это умение играть? Игра зарождается, когда ребенок находится еще в грудном возрасте. В этом возрасте можно играть с малышом в игры-переклички меняя интонации голоса. Игра приходит в мир ребенка от родителей. Познание мира предметов, их свойств и преобразований продолжается всю жизнь. Ребенок играя, начинает воспроизводить отдельные наиболее значимые и понятные ему события из настоящей жизни, но он не копирует их, а многое делает «понарошку», «как будто». Ребенок счастлив от того, что он создатель и творец своей игры, он сам находит игрушки и по своему их использует.
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясным, что играют они в настоящую жизнь. Чтобы обогатить игру ребенка, необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к посильному участию во всех домашних делах, читать и рассказывать ему сказки, стихи, рассматривать вместе с ним картинки, слушать музыку. Малыш играет в то, что его по-настоящему удивило, заинтересовало, а иногда и огорчило. В игре ребенок приближается к своей мечте. Если ребенок повторяется в своей игре, не вносит в нее ничего нового, играет вяло, значит, ему нужны новые впечатления.
С возрастом увеличивается возможность детей отражать в игре разные события : поездку на море, поход в лес, строительство дома, службу в армии и т. д. В игру привносятся фантастические и необычные элементы: проделки веселого Карлсона, летающие тарелки, подводное царство и т. д. Игра становится продолжительнее, в ней воспроизводится больше жизненных эпизодов.
С возрастом не только появляются новые игры, но и преобразуются старые. Эти игры не надоедают детям, потому что они близки и дороги им по содержанию, всякий раз в них вносится что-то новое.
Будет ли игра развиваться дальше ,зависит от отношения родителей к тем палочкам, чуркам, камушкам, фантикам , которыми так дорожат дети и которые так часто раздражают родителей. Некоторые родители возмущаются: « Что тебе мало игрушек?». Дорогие родители, вспомните себя в детстве — сколько радости доставляли вам поделки из коробков, катушек, ракушек, шишек, газет.
Если вы будете детям запрещать использовать бросовый материал, развитие игры затормозится, вы ограничите и развитие его воображения, творческие способности. Игра потому игра, что в ней любой недостающий предмет можно заменить другим.
В индивидуальные игры дети играют долго, даже в школьном возрасте. Игры становятся богаче по содержанию, в них проявляется много фантазии.
Оберегайте эти игры, относитесь к ним с уважением.
Наряду с индивидуальными играми, дети стремятся к играм со сверстниками. Групповые, коллективные игры более динамичны, эмоциональны, чем однозначные. Ребенок испытывает радость от общения со сверстниками. В таких играх надо самому выполнить роль, чтобы она была интересной не только ему, но и другим: необходимо понять, что делают остальные участники, быстро сориентироваться, постоять за свою идею или изменить ход игры, если этого требуют друзья. Доброжелательные, общительные, быстрые на выдумку дети — хорошие партнеры, часто лидеры в коллективных играх.
Игры со сверстниками возникают еще в раннем детстве. Сначала малыши приглядываются, во что играет соседний ребенок, затем пытается завязать общую игру. Иногда игра не получается, потому что ребенок не может войти в роль, не знает, что делать, что говорить, как отвечать. Вот здесь на помощь ему приходит взрослый. Он подсказывает ему, как действовать ребенку по ходу игры с друзьями.
Стоит иногда обратить внимание мальчика на то, как ведет себя мужчина, как ходит, как говорит, что делает. Это поможет ему выполнять мужскую роль. А у девочек через игру можно воспитывать женственность, нежность.
Эмоционально богатое, доброжелательное общение передается детям от старших. В семьях, где царят доверие к друг другу, внимание, это проявляется в поведение, в выразительности речи взрослых. Дети из таких семей легче вступают в деловой и игровой контакт с товарищами, любят совместные игры, в игру вносят шутку, юмор, избегают конфликтов, легко идут на компромисс, не унижая себя и других. Хорошо когда вместе играют сверстники, еще интереснее становятся игры, в которые включаются старшие и младшие дети, младшие учатся у старших играть, вести себя в разных ситуациях, старшие, считаясь с малышами, придумывают содержание, ход игры.
Для всестороннего развития детям разного возраста нужны разные игрушки: куклы, посуда, машины, театральные игрушки, технические игрушки, строительные наборы, музыкальные игрушки, настольные игры.
Любая игрушка для ребенка ценность, если он с ней придумывает игру. От Вас родителей, зависит, внесет ли игра радость в дом, научит ли она ребенка познавать, любить и созидать мир, будет ли у малыша светлое детство, согревающее его всю жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строительные игры - как средство умственного развития дошкольников
Опыт работы по контсруированию по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости"...
Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"
¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...
Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"
¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...
Консультация для родителей на тему «Игра как средство умственного развития дошкольника и роль сюжетно-ролевой игры в этом возрасте»
информация для родителей...
Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников
Развивающие математические игры, как средство умственного развития дошкольнико Особая роль в умственном воспитании, раз...
Представление собственного инновационного опыта воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида» Дегановой Риммы Павловны «Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольника»
laquo;Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольника»...