«Проблема активизации родительского внимания к вопросам воспитания в детском саду»
статья (старшая группа) на тему

Мазурик Мария Ивановна

Педагогический интернет-портал «Ступени»

Всероссийский конкурс педагогов

дошкольного образования

«Проблема активизации родительского внимания

 к вопросам воспитания в детском саду»

автор - Мазурик Мария Ивановна

Старший воспитатель МБДОУ Криушинский детский сад «Светлячок»

Нижегородская область, Вознесенский район, с. Криуша

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_konkurs_pedagogov_rod_vnimanie_fgos.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический интернет-портал «Ступени»

Всероссийский конкурс педагогов

дошкольного образования

«Проблема активизации родительского внимания

 к вопросам воспитания в детском саду»

автор - Мазурик Мария Ивановна

Старший воспитатель МБДОУ Криушинский детский сад «Светлячок»

Нижегородская область, Вознесенский район, с. Криуша

Актуальность проблемы

Всем известно, что современные родители вынуждены на первое место ставить материальное благополучие семьи и лишь на второе - воспитание ребёнка, чаще возлагая эту роль на детский сад. К сожалению, многие родители легко отвечают на вопросы анкеты, но не хотят посещать родительские собрания, ссылаясь на свою занятость. Чтобы изменить эту ситуацию, мною были изучены и апробированы формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, предложенные различными авторами.

В опыте работы  были учтены интересы родителей, их занятость для создания партнерских отношений в вопросах воспитания и развития детей.

В Законе «Об образовании» (ст.44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, но вопросы педагогического просвещения родителей  по-прежнему актуальны. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Сегодня необходимо уйти  от заорганизованности и скучных шаблонов, чтобы помочь родителям воспитанников стать своему ребенку настоящим другом и наставником. Сегодня необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка как в ДОУ, так и в семье.

Планируя  работу с родителями,  прежде всего,  нужно знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Всем известно,  что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения проблемы и вопросы, волнующие семьи воспитанников.

Но, к сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. И тому есть разные причины: первая - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим; вторая – родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу).

Есть и другой тип родителей, которые  обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагогов, готовых помочь родителям  теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком.

Таким образом, складывается противоречие между развитием конструктивного взаимодействия современного детского сада с семьей, образованием единого образовательного пространства и принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, не умеющими на практике решать педагогические вопросы в воспитании детей.

Считаем, что одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала. Чтобы воспитывать, не нарушая гармоничное развитие личности ребенка,  нам, сотрудникам детского сада, и родителям необходимо преодолеть некую субординацию, монологизм  в отношениях друг с другом, которые мешают стать полноправными партнерами, заинтересованными в достижении общих результатов

Теоретическая база

Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

«Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы»[1].

По мнению профессора МГПУТ.А.Куликовой, взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.  И чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.

По утверждению  Т.А.Куликовой, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой»[2].Поэтому важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу» также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Рассматривая взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как двусторонний процесс, В. П. Дуброва, Т. М. Коростелева и другие ученые отмечают возможные позиции родителей и педагогов в этом процессе. Они придерживаются той точки зрения, что участие родителей может проявляться в качестве наблюдателей, активных наблюдателей и партнеров.

На сегодняшний день достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.НаседкинаР.К.Сережникова и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).

Большой ценностью для педагогов  являются работы по изучению взаимодействия детского сада и семьи  кандидата педагогических наук Арнаутовой Е.П., профессора Зверевой О.Л.

А. А. Петрикевич и М. М. Ярмолинская рассмотрели наиболее часто практикуемые модели отношений детского сада и семьи, и выделили наиболее характерные черты. Основой для этого послужила степень участия родителей в отборе целевых, содержательных и процессуальных компонентов образовательной программы для их ребенка.Модели были обозначены как «экспертная», «трансплантантная» и «потребностная».

«Экспертная» модель. Педагоги используют эту модель в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями, осуществляя тотальный контроль над всем, и сами принимают все решения.

«Трансплантантная» модель. Педагоги пользуются этой моделью, когда, с одной стороны, считают себя главными экспертами во взаимоотношениях с родителями, с другой, - признают также полезность участия родителей во взаимодействии, рассматривая их как некое средство, ресурс для достижения ими же поставленных целей.

«Потребностная»  модель. Педагоги, использующие эту модель, основной целью своей деятельности ставят удовлетворение потребностей семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг.

Современному педагогу, учитывая интересы родителей, необходимо стремится к сотрудничеству.

Необходимо помнить, что основными социальными заказчиками ДОУ являются родители, поэтому работа педагога ДОУ сегодня должна ориентироваться на поиск таких форм и методов, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующие формированию активной родительской позиции.

В настоящее время накоплен богатый опыт организации различных форм работы с родителями (В. И. Безлюдная, В. С. Богословская, В. П. Дуброва, Л. Г. Емельянова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, А. А. Петрикевич, А. М. Счастная и др.)

Варвара  Петровна Дуброва к индивидуальным формам работы с семьей отнесла беседы, консультации, посещения на дому, поручения и др.; к коллективным - собрания, встречи-вечера, круглые столы, тренинги, праздники, развлечения, совместные выставки, дни открытых дверей,  родительские конференции.Наглядно-информационные формы представлены организацией рекламы, оформление стендов, выставок и др.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу,  освещающую вопросы взаимодействия детского сада и семьи в условиях современности, мы пришли к выводам, что к  новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов просвещения (образования),помогающих установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами и формированию единого пространства развития между детским садом и семьей.

             Предлагаю свой план работы с родителями.

Перечень мероприятий  для детей

на 2014-2015гг

воспитателя МБДОУ Криушинский детский сад «Светлячок»Мазурик М.И.

Дата

Мероприятия

Тема

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

Июнь

Июль

Праздник

Развлечение

Выступление в доме-интернате для бабушек и дедушек

 Посиделки в группе для мам

Выставка детских работ

Новогоднее представление

Рождественские посиделки

КВН для детей подготовительной группы

Спортивное мероприятие для детей и родителей

Развлечение для детей и родителей

Выставка детских рисунков

Фольклорный праздник

Утренник, посвященный празднованию женского дня

Выставка семейных работ

Неделя здоровья для детей и сотрудников ДОУ

Выставка детских

рисунков

Праздник

Детские рисунки на асфальте

Летний праздник

 

День знаний

«Осенние фантазии»

Бабушка любимая

«Мамочка моя»

«Зимняя сказка»

«В гостях у сказки»

«В гостях у красок»

«А ну-ка,папочка»

«Малышиада»

«Мама милая моя»

«Широкая масленица»

«Мамочка, я тебя люблю»

«Весенние миниатюры»

«В здоровом теле- здоровый дух»

«Мир, в котором мы живём»

«До свиданья , детский сад»

«Мои любимые детские мечты»

«В гостях у Витаминки»

   

Учитывая имеющийся опыт, планирую расширять границы взаимодействия с родителями, детьми и коллегами. Продолжать изучать и вводить в практику такие формы, как «семейный клуб», «родительская почта», где специалисты и педагоги ДОУ помогут родителям обогатить свой педагогический опыт.


[2] Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – с.164


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Экологическое воспитание в детском саду»

Создание условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повышение интереса родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом....

Выступление на родительском собрании "Музыкальное воспитание в детском саду"

Цель музыкального воспитания в детском саду в соответствии с ФГОС-   воспитание в детях способности воспринимать и понимать произведения искусства: словесного, изобразительного и в нашем случае м...

Конспект родительского собрания" Трудовое воспитание в детском саду и дома" в старшей группе

Конспект собрания с анкетами для детей и родителей и советами по трудовому воспитанию....

Отчёт о проведении родительского клуба "Трудовое воспитание в детском саду"

Отчёт о проведении родительского клуба "Трудовое воспитание в детском саду"...

Родительское собрание "Музыкальное воспитание в детском саду"

Выступление на родительском собрании в ДОУ : «Музыкальное воспитание в детском саду»...