Родительское собрание - практикум "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности ребёнка"
методическая разработка на тему
Практикум с использованием разнообразных активных форм взаимодействия с родителями. Для эффективного проведения собрания трбуется подготовить помещение для организации работы родителей в составе малых групп.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности дошкольника.
Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Работа с семьей по этому направлению в нашем учреждении реализуется через следующие формы взаимодействия:
встречи «Клуба заботливых родителей» (практикумы, тренинги, гостиные);
праздники, развлечения, концерты с участием родителей (совместные выступления детей и родителей);
родительские собрания в форме практикумов, дискуссий, «круглых столов», презентаций;
групповые и индивидуальные консультации специалистов;
проектная деятельность дошкольников с участием родителей;
наглядная агитация.
Далее представлен опыт работы с родителями дошкольников - тематическое родительское собрание.
Родительское собрание – практикум.
Тема: Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.
Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;
2. способствовать сплочению родительского коллектива;
3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Участники: родительский коллектив, воспитатели группы, социальный педагог.
Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; магнитная доска и оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).
Ход собрания:
1.Организационный этап.
Социальный педагог и воспитатели встречают родителей, предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.
2. Актуальность темы собрания.
Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.
3. Работа в микрогруппах.
3.1. Задание «Мозговой штурм».
- Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и дайте ему определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).
На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.
Вывод: Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
3.2. Задание «Проблемные вопросы».
- Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят различия между этими понятиями?
Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.
Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.
- В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»? (на магнитной доске выставляется табличка с надписью «ценностные ориентации») После обсуждения в группах, совместно с родителями формулируется вывод.
Вывод: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой.
4. Решение проблемной ситуации.
- Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?
Обсуждение в группах (3 минуты). Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.
Вывод: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.
5. Минилекция «Этапы формирования нравственных ценностей».
На магнитной доске представлен график, который иллюстрирует периоды формирования и развития нравственных ценностей личности в соответствии с возрастом.
0 – 5 лет. При ответственном родительстве, при тесном и постоянном контакте ребёнка с матерью идёт нарастание количества и качества ценностей, усвоенных ребёнком.
6 – 9 лет. Ребёнок расширяет границы своего «Я», спорит, противоречит, у него появляются дополнительные авторитеты (учитель, друзья…). На данном этапе необходимо согласованное взаимодействие родителей и педагогов по формированию нравственных ценностей ребёнка. При «перекладывании» ответственности за воспитание ребёнка с семьи на ОУ, при формальном отношении к своим родительским обязанностям не происходит качественного и количественного изменения в развитии нравственных качеств ребёнка, формируется непонимание между родителями и детьми.
10 – 16 лет. Наблюдается снижение динамики формирования нравственных ценностей. В соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, происходит частичное или полное «обесценивание» родительских нравственных установок. Наблюдается поиск и «приобретение» новых нравственных ценностей (сверстники, кумиры…). В этот период возможна потеря взаимодействия родителей, педагогов с подростками.
17 – 23 года. Рост внимания личности к ценностным ориентациям, профессиональный поиск, поиск смысла жизни и своего места в ней.
Вывод: Важно избегать разрывов в процессе формирования нравственных ценностей. Ребёнку необходимо постоянное родительское внимание и доверительные отношения со значимыми взрослыми.
6. Практикум.
Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».
- Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?
В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).
Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов - методов воспитания. •
- Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.
С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.
В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук И. А. Липским. Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.
7. Дополнительные задания.
- Запишите 10 способов убеждения.
- Запишите 20 способов поощрения ребёнка и т.д.
Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.
8. Подведение итога.
Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Дошкольный и младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.
Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!» • (т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).
Литература:
Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М.: Генезис, 2004. - 144 с.
Курбатов А. Воспитание духовно – нравственного здоровья. – М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.- 320 с.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics
Поваров К.С., Жудро Е.А. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. – М.: «Общее дело», 2006. – 82 с.
И.Б. Свешникова, социальный педагог
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План проведения собрания: 1.Организационный этап 2. Работа в группах а) «Мозговой штурм» б) «Философские вопросы» 3. Моделирование проблемной ситуации 4. Мини-лекция «Этапы формирования нравственных ценностей» 5. Практикум Создание модели «Воспитательный потенциал семьи» 6. Подведение итога
«мозговой штурм» любовь и взаимное уважение Что такое нравственность? Какими должны быть нравственные отношения в семье? взаимопонимание и взаимовыручка ценность и личная значимость каждого в семье участие каждого в жизни семьи
Практикум. Создание модели «Воспитательный потенциал семьи». пример поощрение убеждение упражнение принуждение
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания с использованием интерактивной доски "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"
Родительское собрание было проведено с использованием интерактивной доски Elit Panaboard Book "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЁНКА
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизн...
Конспект родительского собрания «Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей».
показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье...
Сценарий родительского собрания по приглашению в программу духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»
Данный материал содержит сценарий родительского собрания по приглашению в программу духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки». В файле описываются основа, цели, результаты...
Родительское собрание в форме круглого стола «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей...