Родительское собрание "Роль семьи в воспитании духовно-ноавственной личности ребенка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 104.15 КБ |
prezentatsiya_roditelskoe_sobranie.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 40 "ВАСИЛЁК"
141850, Московская область, Дмитровский район, г.п. Деденево, ул. Заводская, 13. | E-mail: vasilek.dmirov@mail.ru Тел.: 8(496)222-12-40 |
Родительское собрание
Тема: «Роль семьи в воспитании
духовно – нравственной личности ребёнка»
Провела воспитатель: Попова Дарья Павловна
г.п. Деденево 2018 учебный год
Актуальность духовно - нравственного воспитания детей обусловлена глубоким кризисом современного российского общества. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Данная педагогическая проблема начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики. Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа в образовании, которому отводится ключевая роль. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.Возникает необходимость взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Форма проведения: Родительское собрание – диспут (подготовительная группа «Ягодка»)
Участники: родительский коллектив, воспитатели.
Цель: сформировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка.
Задачи:
- Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье;
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формирования мировоззрения у детей младшего школьного возраста;
- Формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и педагогами, родителями и детьми.
Оборудование: собрание проводится в группе (столы расставляются для работы в микрогруппах); компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска и оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).
Ход собрания
1.Организационный этап
Воспитатели встречает родителей, предлагает занять место за одним из столов. (При входе в класс каждый родитель берёт на столе жетон, т. е. квадрат красного, зелёного или синего цвета, и занимает место согласно выбранному им цвету в одной из трёх родительских микрогрупп.) Избирается экспертная группа, в состав которой входят трое родителей.
Уважаемые родители! Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи в воспитании.
Целевая установка «Яблоня ожиданий
Присутствующим родителям предлагается сесть по группам, каждая группа получает по две карточки, оформленные в виде яблока. Первая карточка с надписью «Нам хотелось бы …..», вторая карточка с надписью: «Нам не хотелось бы …». Участникам предлагается закончить предложения. Заполненные карточки прикрепляются на магнитную доску «Яблоня ожиданий».
Обсуждать тему собрания мы будем в форме WorldCafé (Мировое Кафе) – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке.
Этикет Кафе представлен на экране.
«Не распыляйтесь» – фокусируйтесь на самом важном.
«Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления.
Говорите от всего сердца.
Слушайте, чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи.
Слушайте всех, слушайте все вместе.
Играйте – не сидите посторонним зрителем.
Получайте удовольствие!
- «Шапка вопросов»
Если спросить любого из нас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным, духовно богатым человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Однако при этом почти у каждого из нас будет свое представление о нравственности и духовности. Чтобы выяснить это, я предлагаю вам коротко ответить на следующие вопросы.
-Духовность - что это? Из чего складывается духовно-нравственное воспитание?
Работа в группах (Родители в течение трёх минут думают над ответами. Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный ответ.)
Экспертная группа. Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, предполагает постоянный, и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя. Духовность человека выступает изначальным базисным ориентиром общества в целом. Поэтому так значимо духовное становление личности человека. Духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Воспитатель: Как Вы считаете, почему в данное время возникла проблема духовности, нравственности? В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе? (После обсуждения в группах, совместно с родителями формулируется вывод.)
Экспертная группа. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создал вокруг себя. Дети не знакомы с традициями своего народа, у них нет представлений о нормах морали и нравственности. Воспитание ребенка превращается в подготовку к учебе, реализации удачной карьеры. Утратили в современном обществе свою значимость понятия: добродетель, милосердие, совесть. Подростки избивают друг друга на глазах у других, и никто не может заступиться, а ведь это наши с вами сегодняшние дети. И если мы не вложим уже сейчас понятия нравственности, сочувствия, взаимопомощи, толерантности, то пожнем, плохой урожай. Культура человека есть отражение его внутреннего мира.
- Упражнение «Воображалки»
Воспитатель: Я продолжу наше собрание с упражнения – «воображалки». Сделайте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что на ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?
Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.
4.Задание «Философские вопросы»
Воспитатель: Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности?(Родители в течение трёх минут думают над ответами.Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный ответ.)
Экспертная группа: Семья – колыбель духовного рождения человека. Она должна быть полной, материально-обеспеченной. В семье должна царить атмосфера любви и внимания. Каждый может иметь свою точку зрения. Доверие и уважение, взаимоподдержка и взаимовыручка, образованность,общение на равных, уважение к семейным традициям, вера в светлое будущее.
Всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Воспитатель: В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (ценность)
-Что ещё может обозначать это слово? (богатство)
-Чем эти ценности отличаются друг от друга? (материальные и духовные)
-Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? (Представители от каждой группы родителей высказываются
по данным вопросам.)
Экспертная группа. Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. За основу можно взять базовые ценности, актуальные для любой семьи. К ним относятся: любовь, забота о младших и старших, почитание родителей, продолжение рода, культура быта. Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии и питается от их духовного источника. Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Воспитатель: В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»? (После обсуждения в группах, совместно с родителями формулируется вывод.)
Экспертная группа: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.
5. Задание «Мозговой штурм»
Воспитатель: Уважаемые родители, говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные ценности нужны нашим детям? Перед вами лежат листочки с ценностями. Перечислите те из них, которые пригодятся ребенку в его будущей жизни.
(Благоразумие, активность, доброжелательность, мужество, великодушие,
справедливость, вера в Бога, честность, выдержка, индивидуализм, искренность, карьеризм,корыстолюбие,верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, доброта, благородство, терпение, отзывчивость,сочувствие, сострадание, доверчивость,чуткость, вежливость, ответственность, великодушие, выдержка, героизм, грубость, гуманизм,
независимость, общительность, тактичность,талантливость, скромность, мудрость, серьёзность, целеустремлённость, благодарность, деликатность, зависть, корыстолюбие, ненависть, сознательность, тщеславие, цинизм,человечность).
(На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.)
6. «Проблемная ситуация»
Воспитатель: Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?
(Обсуждение в группах 3 минуты. Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.)
Экспертная группа: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи. Дети – это зеркало родителей, поэтому если вы хотите что-то воспитать в ребенке, начните с себя. Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Передать родители детям могут только то, чем обладают сами. Это не значит, что родители должны быть идеальными в том или ином духовном и нравственном требовании, но они должны всегда работать над собой, чтобы совершенствоваться в своей духовной и нравственной жизни. Они должны помнить, что ребенок не будет искать идеалов родителей, но всегда будет видеть их работу над собой, и на это будет опираться, подражая родителям.
Ибо в духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько кто работает над собой.
8. Практикум. Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».
Методы воспитания детей в семье - это способы, с помощью которых родителивлияют на сознание и поведение детей. Это убеждение, внушение, поощрение, наказание, требование, упражнение, стимулирование, личный пример, насилие.
- Выберете 5 наиболее эффективных методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?
В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).
Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов - методов воспитания.
- Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.
В качестве эталона на экране рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук И. А. Липским. Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.
9. Работа в группах. Работа с памяткой для родителей.
Уважаемые родители, перед Вами лежит памятка для родителей от ребенка. Прочтите её внимательно. Отметьте пункты, которые Вам хорошо знакомы и Вы их соблюдаете галочкой, а те, что хотели бы взять для себя на заметку, обведите кружком.
Памятка родителям от ребенка
1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.
Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
Это ослабит мою веру в вас.
4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
10. Рефлексия «Чудесная сумка»
Вот и подходит к концу наше собрание. Перед вами «чудесная сумка». Чтобы Вы хотели положить в неё и взять с собой в будущее из приобретённых на собрании знаний (каждый из родителей высказывает своё мнение).
11. Подведение итогов
Подводя итог собрания, обратимся к «Яблоне ожиданий» выясним, все ли смогли обсудить, что ожидали, и осталось ли что то - не понятым. Подведём итоги. Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!»
Список использованных источников:
- Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности.
- Развивающая программа для младших школьников. – М.: Генезис, 2004.
- Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11.
- Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.
- Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность обусловлена глубоким кризисом современного российского общества. Материальные ценности доминируют над духовными .
Цель: сформировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка. Задачи: показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье; повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формирования мировоззрения у детей младшего школьного возраста; формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и педагогами, родителями и детьми.
«Нельзя врачевать чужие души, не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе» Священник Александр Ельчанинов
Целевая установка «Яблоня ожиданий»
Этикет кафе « Не распыляйтесь» – фокусируйтесь на самом важном. «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления. Говорите от всего сердца. Слушайте, чтобы понимать. Связывайте и соединяйте идеи. Слушайте всех, слушайте все вместе. Играйте – не сидите посторонним зрителем. Получайте удовольствие!
«Шапка вопросов» Что такое духовность? Из чего складывается духовно-нравственное воспитание? – качественная характеристика сознания и самосознания личности. - из создания условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Упражнение « Воображалки »
«Философские вопросы» Духовно-нравственные ценности Ценностные ориентации - это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности. - это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи.
«Мозговой штурм» Активность, благоразумие, благородство, благодарность, вера в Бога, выдержка, верность, вежливость, великодушие, героизм, грубость, гуманизм, доброжелательность, доброта, доверчивость, деликатность, зависть, индивидуализм, искренность, карьеризм, корыстолюбие, мужество, мудрость, независимость, ненависть, ответственность, отзывчивость, общительность, патриотизм, справедливость, сочувствие, сострадание, скромность, серьёзность, сознательность, трудолюбие, терпение, тщеславие, тактичность, талантливость, уважение к старшим, честность, чуткость, человечность, целеустремлённость, цинизм.
«Проблемная ситуация» Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка? В духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько кто работает над собой.
Этапы формирования нравственных ценностей О – 5 лет 6 – 9 лет 10 – 16 лет 17 – 23 года
Создание модели «Воспитательный потенциал семьи» поощрение личный пример убеждение упражнение принуждение
памятка «родителям от ребенка» 1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. 2. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. 3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить. 4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. 5. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. 6. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. 7. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. 8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. 9. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. 10. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. 11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. 12. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.
Рефлексия «Чудесная сумка»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - практикум "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности ребёнка"
Практикум с использованием разнообразных активных форм взаимодействия с родителями. Для эффективного проведения собрания трбуется подготовить помещение для организации работы родителей в составе малых...
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...
Сценарий родительского собрания "Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка"
Ход проведения родительского собрания...
Интегрированные детско-родительские встречи, как инновационная форма работы с семьей по воспитанию всесторонне-развитой личности.
Пути решения обозначенной проблемы педагоги нашего ДОУ искали давно, накапливая в методической копилке бесценный опыт в виде различных способов, приемов и форм взаимодействия с семьей. Первоначально, ...
Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"
в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...
Родительское собрание "Взаимодействие семьи и ДОУ в развитие личности ребенка"
Младший возраст – такой период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношени...
Консультация " Роль семьи в воспитании духовно-нравственной личности ребенка"
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитан...