"Обогащение словаря детей по элементарным математическим представлениям».
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.docx | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.
Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью словаря; они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.
Часто дети путают временные понятия: вчера и завтра, утро и вечер,
весна и осень. Приведенная ниже игра научит ребенка ориентироваться в таких, еще очень сложных для него понятиях.
«Когда это бывает». Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь:
— Когда дети катаются на санках? (Зимой.)
— Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)
— Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)
— Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.)
— Уточните и закрепите знания ребенка о временных и пространственных отношениях.
— Когда заходит солнышко? (Вечером.)
— Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)
Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых. Вряд ли
ребенок сможет найти, например, книгу которая лежит на верхней полке справа, если он не знает, где верх, а где низ, где правая, а где левая сторона.
Развивать ориентировку в пространстве, то есть умение правильно обозначать предметы по отношению к себе и пользоваться такими словами, как впереди, сзади, слева, справа, можно следующим образом. Ребенок, например, должен определить местонахождение стула по отношению к себе. Поставьте стул впереди малыша и спросите его: «Где стул?». (Впереди.) Затем, переставляя стул или изменяя положение ребенка по отношению к нему, попросите малыша сказать, где стоит стул: сзади, слева, справа.
Во время самостоятельных занятий ребенка — рисования, лепки, конструирования — обратите его внимание на то, где, например, находятся предметы на его рисунке. Спросите его, где на рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).
Указывая на размеры предмета дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий - низкий, лента широкая — узкая, карандаш длинный — короткий. Учите пользоваться прилагательными в сравнительной степени. Спросите, какая линейка шире, какая — уже; какая палочка выше, какая — ниже, какая книга толще, какая — тоньше.
Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов, прилагательных.
Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность речи ребенка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой. Спросите его, какая у него кукла. «Красивая», — ответит ребенок. А еще какая? Большая или маленькая?» — «Большая», — говорит он. «А карандаш, какой?» — «Красный, длинный». Закрепить правильное образование окончаний поможет ребенку следующая игра.
«Найди и исправь ошибку» Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «У мамы широкий лента», «У Кати красивый шапка», «Стоит высокая дом». Ребенку надо найти ошибку. Спросите его: «Так можно сказать?». Ребенок должен исправить фразу и произнести ее еще раз, но уже правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Использование игр и упражнений на развитие словаря детей с ОВЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию оп...
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в город математических представлений"
систематизировать знания, умения, представления детей....
мастер-класс«Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений в условиях обновления математического образования ФГОС ДОО» (секция интеллектуально-математического цикла)
Рекомендовано для педагогов ДОУ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...