"Обогащение словаря детей по элементарным математическим представлениям».
консультация (старшая группа) на тему

Дёмина Марина Николаевна
Закрепить и активизировать математические понятия в речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

 Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью словаря; они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.

  Часто дети путают временные понятия: вчера и завтра, утро и вечер,

весна и осень. Приведенная ниже игра научит ребенка ориентироваться в таких, еще очень сложных для него понятиях.

 «Когда это бывает». Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь:

— Когда дети катаются на санках? (Зимой.)

— Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)

— Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)

— Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.)

— Уточните и закрепите знания ребенка о временных и пространственных отношениях.

— Когда заходит солнышко? (Вечером.)

— Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)

Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых. Вряд ли

ребенок сможет найти, например, книгу которая лежит на верхней полке справа, если он не знает, где верх, а где низ, где правая, а где левая сторона.

 

 Развивать ориентировку в пространстве, то есть умение правильно обозначать предметы по отношению к себе и пользоваться такими словами, как впереди, сзади, слева, справа, можно следующим образом. Ребенок, например, должен определить местонахождение стула по отношению к себе. Поставьте стул впереди малыша и спросите его: «Где стул?». (Впереди.) Затем, переставляя стул или изменяя положение ребенка по отношению к нему, попросите малыша сказать, где стоит стул: сзади, слева, справа.

 Во время самостоятельных занятий ребенка — рисования, лепки, конструирования — обратите его внимание на то, где, например, находятся  предметы на его рисунке. Спросите его, где на рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).

Указывая на размеры предмета дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий -  низкий, лента широкая — узкая, карандаш длинный — короткий. Учите пользоваться прилагательными в сравнительной степени. Спросите, какая линейка шире, какая — уже; какая палочка выше, какая — ниже, какая книга толще, какая — тоньше.

 Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов, прилагательных.

Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность речи ребенка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой. Спросите его, какая у него кукла. «Красивая», — ответит ребенок. А еще какая? Большая или маленькая?» — «Большая», — говорит он. «А карандаш, какой?» — «Красный, длинный». Закрепить правильное образование окончаний поможет ребенку следующая игра.

«Найди и исправь ошибку» Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «У мамы широкий лента», «У Кати красивый шапка», «Стоит высокая дом». Ребенку надо найти ошибку.  Спросите его: «Так можно сказать?». Ребенок должен исправить фразу и произнести ее еще раз, но уже правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Использование игр и упражнений на развитие словаря детей с ОВЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию оп...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...