"Слова - приятели"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Консультация для родителей о том, как в игровой форме познакомить детей с синонимами и научить их использованию в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_-_priyateli.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слова – приятели»
Одним из направлений в развитии речи дошкольников является обогащение словаря. Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, обеспечивающая не только развитие речи, но и личности ребенка в целом. Одним из важнейших показателей богатства языка является умение ребенка понимать и использовать в речи синонимы. Понимание синонимов позволяет ребенку приобщиться к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества, к языку А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина… А самостоятельное использование синонимов делает речь ребёнка ярче, богаче, разнообразнее и выразительнее.
Синонимы – это слова одной части речи, различные по своему звучанию и написанию, но близкие, даже частично одинаковые по своему значению. На занятиях мы называем синонимы – «слова – приятели».
Игры и упражнения со словами – приятелями.
1.»Назови слова-приятели»
Цель – учить слышать слова-приятели в стихотворениях, загадках, литературных текстах.
-Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём.
Я иду, и он …шагает,
Я смеюсь, хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
-Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.
-Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
2.Игра «Скажи по-другому»
Цель – учить подбирать слова-приятели к заданным словам, активизировать словарный запас детей, мышление, память.
Доктор – врач, лётчик – пилот, луна – месяц, приятель – друг, машина – автомобиль, шоссе – дорога, ходики – часы, кобылка – лошадка, здание – дом, жилище …
3.Игра «Кто больше назовёт слов – приятелей?»
Цель - учить подбирать слова-приятели к заданным словам, активизировать словарный запас детей, мышление, память.
К словам радость - веселье, ликование, оживление
Печаль - грусть, тоска, уныние
Блестеть - сиять, сверкать, блистать, искриться
Бояться - трусить, пугаться, дрожать
Смелый - бесстрашный, храбрый, отважный, мужественный
Торопливый – поспешный, суетливый
Трусливый – несмелый, пугливый, боязливый
4.Игра «Выбери подходящее слово»
Цель – учить подбирать из ряда синонимов слово, наиболее подходящее к ситуации, к смыслу содержания, учить различать оттенки значений слов, активизировать словарный запас детей, мышление.
Мальчик шёл по улице. Он увидел многоэтажный дом. Как по-
другому можно сказать про такой дом? (большой – огромный – громадный)
Ответь, кому холоднее? Вова озяб, Таня окоченела, Миша мёрзнет.
Как ты думаешь, кто больше всех переживает? Девочка печалится, мальчик огорчился, мама горюет.
5.Игра «Скажи одним словом»
Цель – учить заменять группы синонимов одним словом, активизировать словарь ребёнка, развивать мышление.
Возвратиться домой – вернуться
Плохая погода - ненастье
Узкая дорожка – тропинка
Добрая волшебница – фея
Злая волшебница - колдунья
Идущий человек – пешеход
Врач для животных – ветеринар
Сильная метель – пурга
Транспортное средство - автомобиль
6.Игра «Подбери точное слово»
Цель – учить заменять повторяющееся слово синонимом.
Самолёт сел (приземлился). Солнце село (закатилось). Бабушка села (присела отдохнуть).
Дедушка ест (обедает) суп. Медведь ест (лакомится) малину. Заяц ест (грызёт) морковку. Цыплята едят (клюют) зёрнышки.
7.Игра «Скажи по-своему»
Цель – учить ребёнка самостоятельно подбирать из своего словарного запаса подходящее слово.
Небольшая кукла – маленькая, крошечная, пупсик
Неглубокое озеро – мелкое
Трусливый заяц – пугливый, робкий
Сегодня солнечный день – Сегодня ясный, безоблачный день
Матросская шапка, верёвка в руке,
Тяну (тащу) я кораблик по быстрой (стремительной, бурной) реке.
Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно, старательно) и у него было много приятелей (друзей, товарищей).
Знакомство с синонимами можно превратить в увлекательную игру, играть в которую можно во время прогулки, в машине, стоя с ребенком в очереди, во время детских праздников. Здесь даны лишь некоторые примеры игр, которые помогут познакомить детей со словами-приятелями и научить их использованию в речи.
Подготовила учитель – логопед
Якшис Татьяна Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я и старшие приятели на железной дороге
Конспект открытого мероприятия во второй младшей группе. Область "Безопасность."...
КВН - "Мой приятель Светофор"
КВН для детей и родителей, проводится с двумя командами....
Конспект занятия по ПДД "Твой приятель — светофор!"
Цели: Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания детей о четырехстороннем светофоре. Развивать зрительную память. Воспитывать умение применять на практике полу...
Личная безопасность дома, на улице и при общении со старшими приятелями
Данной работой я хотела дать детям знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома на улице и при контакте с незнакомыми людьми....
Сообщение на тему: «Формирование личной безопасности у детей дома, на улице и при общении со старшими приятелями».
Личная безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задаче...
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова-приятели"
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы "Слова-приятели"Познакомить с детей со словами синонимами...
Игры " Слова - приятели", Слова - неприятели", ""Придумай слово"
Мы продолжаем пользоваться картотекой "День Победы". Игры направлены на формирование и совершенствование умений подбирать синонимы, антонимы, образовывать прилагательные от существительных. Карточки ...