ДОУ и семья как единое пространство развития ребенка
консультация (средняя группа) по теме
В данной консультации говорится о необходимости для ребенка иметь брата или сестру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«У меня сестрёнки нет, у меня братишки нет…» - эти слова старой
песенки знакомы не только детям, но и нам, взрослым. С улыбкой слушаем
мы «детский монолог», хотя где-то в душе нам жаль этого малыша, и мы
искренне сочувствуем его одиночеству.
Отец, мать, ребёнок.В наше время семья в таком составе не редкость. В
связи с этим существует проблема воспитания ребёнка в семье. Очень важно,
чтобы мать и отец не только заботились о том, чтобы ребёнок был сыт и
одет, но и, самое главное, старались быть ему друзьями. Это тем более
необходимо, когда ребёнок единственный в семье.
Легко ли стать ребёнку другом? Нелегко, но надо к этому стремиться.
Душевная связь с ребёнком, постоянный контакт с ним – непременное
условие дружеских отношений. Родительская мудрость состоит в том, чтобы
уметь видеть в своём ребёнке будущего взрослого, знать, что и у маленького
человека есть свои интересы, любимые занятия, игры и с этим нежно
считаться. А ещё нам надо учиться быть открытыми с детьми, разговаривать
с ними на равных. К этому особенно чувствительны дети 6-7 лет. Однако не
всегда мы становимся хорошими собеседниками ребёнка, не всегда умеем
слушать его, отвечать на тысячу «почему?». Нередко раздражаемся, когда
ребёнок задаёт много вопросов. «Да помолчи ты», - слышится порой.
Каждый день мы спрашиваем ребёнка, что он ел, как вёл себя в детском саду,
школе. А вот что узнал сегодня, чем помог, с кем и как играл, - об этом порой
забываем спросить. Между тем, вы заметили, что ребёнок пытается вам
рассказать о том, как он провёл своё день. Заметить-то заметили, а вот беседу
с сыном или дочкой не поддержали. Отделались одной-двумя репликами, а
ещё чаще, погруженные в свои мысли, прикрикнули на ребёнка: «Не
тараторь».
В силу своей занятости мы действительно мало времени уделяем даже
единственному ребёнку. А ведь как трудно ему, когда он один… Но даже
бывая с ребёнком вместе, мы не используем это время для установления с
ним того душевного контакта. Всегда ли общение ребёнка приносит ему
радость? К сожалению, не всегда. Но почему? Типичная ситуация вечернего
общения с ребёнком.
После работы мама занята на кухне, готовит ужин. У папы тоже свои дела.
Ну а единственный ребёнок? Что делает он? Посидел у телевизора. Неинтересно. Полистал книгу (сам читать ещё не умеет). Побежал к маме:
«Почитай, пожалуйста». – «Попроси папу, я занята». Но ведь папа тоже
занят… Опять ребёнок идёт к маме, но она уже сердится: «Не приставай!»
Пошёл играть сам, возился с игрушками, увлёкся. Мама ужинать зовёт, а он
не слышит. «Брось! Тебе говорят!» - это уже папа. За ужином ребёнок плохо
ест, мама нервничает, ругает его… Вот и вечер прошёл. Ребёнку пора спать.
А с сыном и не позанимались, не получилось общения с ним.
«Не приставай, брось, получишь у меня» - такие слова нередко слышит
ребёнок. Грубость – это болезнь, которой страдают многие родители и
заражают своего ребёнка. И если ребёнок заразился грубостью, лечить его
трудно. Но, как говорят врачи, недуг легче предупредить, чем лечить. А
может, и лечить никого не нужно? Достаточно самому устоять, сдержать
себя от грубости, не вызывать ребёнка на грубость? Может, лучше вовлечь
сына или дочь в интересную игру, дать посильное задание?
Хорошо, если в семье относятся к своему единственному ребёнку как к
равному члену семьи. Вовлекая его в совместный труд, советуются с ним,
уважают его личность. Очень важно помочь ребёнку организовать его
собственную деятельность, быть с ним не просто рядом, а вместе.
Через игру ребёнок открывает для себя окружающий мир взрослых и
открывает миру самого себя. В игре развиваются и формируются многие
свойства личности ребёнка, которые во многом определяют его настоящее и
будущее развитие, влияют на его поведение. И от того, какой будет игра
ребёнка в детстве, во многом зависит, каким человеком он вырастит. Об
исключительном значении игры в жизни ребёнка говорила Н.К. Крупская:
«…игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма
воспитания». Её оценка детской игры актуальна и сегодня. К сожалению, не
все родители правильно понимают роль игры в жизни ребёнка, порой
считают её несерьёзным занятием (вот учёба – это да!).
И всё-таки игра – это серьёзно! Давайте повернёмся лицом к этой
деятельности наших Саш и Наташ, и мы увидим много интересного. А ещё
мы увидим самих себя. Потому что мы – родители, наша жизнь для ребёнка –
образец для подражания. Наши поступки, наши дела, наши отношения с
окружающими ребёнок отражает в своей игре. Тут он очень похож и на свою
маму, и на своего папу.
Ребёнок играет везде: в детском саду, во дворе, дома. Дома же ребёнок
играет один, и если у него хорошо развито воображение, тогда игра
интересна, наполнена собственным творчеством и фантазией. Однако такие
индивидуальные игры встречаются нечасто, обычно одному ребёнку играть
скучно. И вот здесь на помощь могут прийти папа и мама. Постарайтесь стать сыну или дочери партнёром по игре. Возвращайтесь иногда в мир
детства: войдите в игру ребёнка архитектором или врачом, шофёром или
поваром, и вы увидите, сколько радости будет в детских глазах. Часто дети
играют в детский сад, школу. И, конечно же, ребёнок всегда берёт на себя
роль воспитателя, учителя. Но у воспитателя и учителя должны быть дети.
Возьмите на себя роль ребёнка. И вы поймёте, как не просто выполнять все
требования взрослых, лучше узнаете сына или дочь. Вместе испытаете
радость общения близких людей. Иногда ребёнку важно не столько наше
активное участие в игре, сколько поддержание его игрового интереса.
Например:
Миша играет в лётчиков. Он садится за штурвал своего самолёта и
запрашивает Землю:
- Земля, Земля, я первый! Разрешите взлёт?
Находясь с ним в одной комнате и не отрываясь от своих дел, можно
ответить:
- Первый, первый! Я Земля! Взлёт разрешаю!
Затем он переговаривается со своим экипажем, уточняет высоту полёта,
запас горючего, скорость полёта и снова выходит на связь с Землёй.
- Земля! Земля, я первый! Высота полёта три тысячи, приборы работают
нормально, самочувствие экипажа хорошее. Как поняли? Приём!
- Первый, первый! Я Земля! Поняла вас хорошо. Продолжайте полёт.
Вот так переговариваясь, мы можем играть часами. Играя в моряков, брать на
себя роль кока (в это время готовить обед или ужин). С папой можно
поиграть в военных и т.д. Детям нравятся такое участие в играх, и они
нередко предлагают различные роли.
Творческие игры детей в семье показали, что игры эти бедны по своему
содержанию, непродолжительны по времени. В основном дети отражают быт
семьи, окружающую их действительность. Родители мало интересуются
играми своего ребёнка, порой затрудняются ответить, во что он играет дома.
В связи с этим существует необходимость педагогического просвещения
родителей по вопросу организации игр в семье.
Хорошим помощником в этом деле может стать детская книга. Родители
читают детям сказки, рассказы. Однако не всегда прочитанное оставляет след
в душе ребёнка, несмотря на то, что дети очень восприимчивы и
эмоциональны. Причиной этого может быть то, что произведения не
соответствуют возрасту, неинтересно прочитаны. А главное, после чтения
редко говорим с ребёнком о том, что прочитали, не интересуемся, как
воспринял слушатель рассказ или сказку, кто из героев понравился. А ведь
откровенный разговор с ребёнком после чтения, рассматривание иллюстраций стимулирует его желание самому пережить то, о чём узнал из
книги. И тогда ребёнок с удовольствием изображает в игре смелого рыцаря и
милую Золушку, Красную Шапочку.
Все дети очень любят спектакли. Им нравятся не только смотреть
представление, а и самим быть артистами. Родители могут помочь ребёнку
изготовить некоторые атрибуты к играм по содержанию сказок (шапочки-
маски, элементы одежды) и разыграть сказку по ролям. Удовольствие
получает и ребёнок, и сами взрослые.
Для этой же цели можно использовать игрушки-самоделки, вместе с
ребёнком вырезать выкройки, склеить их и вместе поиграть.
Хочется обратить внимание родителей на то, что к играм ребёнка следует
относиться с большим вниманием, тактом и терпением. Надо постараться не
быть равнодушным к плодам детской фантазии в игре, беречь и обогащать
эту деятельность ребёнка.
Список литературы:
1.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. :
Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. (88.8 Э-53 К797031 ч/з)
2.Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А.Н. Давидчук. – М.
:Мозаика-Синтез, 2006.–168 с. (74.1 Д-13 К858467ч/з)
3.Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества : Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника : метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и
родителей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с. (74.1 Ю-20 К851843ч/з)
4.Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить
психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н.
Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2(14)).
5.Смирнова, Е. О. Сюжетно-ролевая игра / Е. О. Смирнова // Смирнова Е.
О. Психология ребенка от рождения до семи лет. – М., 1997. – С. 260-282.
(88.8 С-50 К778976ч/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание " Создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ"
В данном материалы представлена информация о проведении общего родительского собрания в октябре 2011 года. К данному материалу прилагается презентация работы ДОУ в данном направлении....
Структура неосознаваемыхвзаимоотношений ребенка в семье,их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи
Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....
Сообщение из опыта работы. Тема: «Единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении».
Воспитывать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится искать пути подхода к ребенку, думать над разреше...
Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ
Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений. В статье можно найти ответы на вопросы: Как заинтересовать родителей в совместной работе?Как создать единое пространство развития...
«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимо...
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»...
Детский сад и семья – единое пространство развития ребёнка
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребе...