Сенсомоторное воспитание дошкольников с нарушением зрения
материал на тему
Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии сенсомоторики , так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев компенсирует недостаточность зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensomotornoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_narusheniem_zreniya.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
(из опыта работы)
Детский сад № 45 единственный детский сад в Химкинском округе для детей с нарушением зрения. В нашем дошкольном учреждении обеспечивается стандарт общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности обучения и лечения детей с нарушением зрения. В детском саду решаются проблемы профилактики и улучшения зрения путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.
Лечение глазных заболеваний в детском саду проходит наиболее эффективнее, чем в поликлинике: в саду есть необходимое офтальмологическое оборудование для лечения зрения, процедуры проводят квалифицированные медсестра-ортоптистка и врач-офтальмолог.
В детском саду ребенок окружен опытными воспитателями, знающими особенности детей с нарушением зрения. Одновременно с лечением с детьми проводят коррекционные занятия следующие специалисты: учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель- логопед, психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель .
В группах и кабинетах созданы офтальмологические условия, поддерживается специальный распорядок жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов и возможностей детей.
Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия).
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.
Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях мной, тифлопедагогом, проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.
Чаще я провожу комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, всегда включаю в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.
В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Я предлагаю упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада.
Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:
- упражнения с мячом;
- метания в цель (горизонтальную и вертикальную);
- упражнения в шариковом бассейне;
- упражнения в пальчиковом бассейне;
- упражнения с прищепками на сетке;
- игры на осязание.
Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
Разноцветные прищепки
Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.
Материалы: сетка, расположенная вертикально, разноцветные прищепки.
Описание работы
Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Педагог предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:
Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.
Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).
Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)
В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.
Пальчиковый бассейн
Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.
Материалы: в большой миске рассыпаны горох и фасоль.
Описание работы
Задания. Пальчиковая гимнастика.
Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)
Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)
Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)
Потешка «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.
Поиск и определение мелких игрушек вслепую.
Диагностические пробы
Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.
Загадки.
Занятия в «Настольном сухом бассейне»
Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:
- сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);
- рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;
- подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;
- подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой;
- катание шариков в ладонях;
- перебрасывание шариков из одной руки в другую;
- собирание шариков ногами в положении сидя;
- катание шариков вправо-влево из положения сидя;
- катание шариков ногами в положении стоя;
- поиск игрушек и муляжей вслепую.
Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны( 5-7 минут). Они могут быть использованы и как часть физкультурного занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.
В статье говорится о проблемах, формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....
«Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения»
Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни - изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, ...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях специального, коррекционно-образовательного процесса...
Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш...
Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения
Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...
Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения
Эта стья расскажет о пользе дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста....
Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения и речи в старшей группе»
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год №Тема занятияСодержание занятияЗадачи занятияСЕНТЯБРЬ1 «Вода –источник жизни»...