Сенсомоторное воспитание дошкольников с нарушением зрения
материал на тему

Георгиевская Людмила Борисовна

Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии сенсомоторики , так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев компенсирует недостаточность зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

(из опыта работы)

        Детский сад № 45  единственный детский сад в Химкинском округе  для детей с нарушением зрения. В нашем дошкольном учреждении обеспечивается стандарт общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности обучения и лечения детей с нарушением зрения. В детском саду решаются проблемы профилактики и улучшения зрения путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.  

       Лечение глазных заболеваний в детском саду проходит наиболее эффективнее, чем в поликлинике: в саду есть необходимое офтальмологическое оборудование для лечения зрения, процедуры проводят квалифицированные медсестра-ортоптистка и врач-офтальмолог.

      В детском саду ребенок окружен опытными воспитателями, знающими особенности детей с нарушением зрения. Одновременно с лечением с детьми проводят коррекционные занятия  следующие специалисты:  учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель- логопед,  психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель .

     В группах и кабинетах созданы офтальмологические условия, поддерживается специальный распорядок жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов и возможностей детей.  

     Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия).

     При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

       Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

        Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

        В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях мной, тифлопедагогом, проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.

       Чаще я провожу комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, всегда включаю в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

       В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится  много упражнений, нацеленных  на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Я предлагаю упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада.

Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:

-  упражнения с мячом;

-  метания в цель (горизонтальную и вертикальную);

- упражнения в шариковом бассейне;

- упражнения в пальчиковом бассейне;

- упражнения с прищепками на сетке;

- игры на осязание.

       Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

                                   Разноцветные прищепки

Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.

Материалы: сетка, расположенная  вертикально, разноцветные прищепки.

Описание работы

Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Педагог предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:

Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.

Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).

Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)

В разных  исходных положениях: на коленях, на четвереньках.

Пальчиковый бассейн

Цель.  Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.

Материалы: в большой миске рассыпаны горох и фасоль.

Описание работы

Задания. Пальчиковая гимнастика.

Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)

Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)

Зайцы  ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)

Потешка «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

Поиск и определение мелких игрушек вслепую.

Диагностические пробы

Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.

Загадки.

Занятия  в «Настольном сухом  бассейне»

Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:

- сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);

- рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;

- подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;

- подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой;

- катание шариков в ладонях;

- перебрасывание шариков из одной руки в другую;

- собирание шариков ногами в положении сидя;

- катание шариков вправо-влево из положения сидя;

- катание шариков ногами в положении стоя;

- поиск игрушек и муляжей вслепую.

       Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны( 5-7 минут). Они могут быть использованы и как часть физкультурного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

«Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения»

Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных  заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни - изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, ...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях специального, коррекционно-образовательного процесса...

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш...

Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения

Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...

Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения

Эта стья расскажет о пользе дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста....

Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения и речи в старшей группе»

Календарно-тематическое  планирование на 2021-2022 учебный год №Тема занятияСодержание занятияЗадачи занятияСЕНТЯБРЬ1  «Вода –источник жизни»...