Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка.
методическая разработка на тему

Чалова Елена Николаевна

Поэтапно рассказно как правильно вести себя с гиперактивным ребенком, в любой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poshagovaya_model_podderzhki_giperaktivnogo_rebenka.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка.

Надо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Еще хочется отметить,  что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. В качестве основных методов воспитания гиперактивного ребенка И.П. Брязгунов предлагает поддержку  и вознаграждение, так как к негативным методам воздействия (ругань, одергивание и т.д.) эти дети невосприимчивы.

Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка (автор — И. П. Брязгунов) включает следующие этапы:

  1. Ежедневно родители ставят перед ребенком конкретную цель, которую он должен реализовать. Формулировка цели должна быть четкой и лаконичной.
  2. Родителям необходимо заранее продумать поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребенка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными.
  3. По истечении дня родители вместе с ребенком должны проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели.
  4. Систематически родители фиксируют изменения в поведении и личности ребенка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщают о его достижениях врачу и/или психологу.
  5. В случае достижения ребенком значительных изменений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение.

Эта модель призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, ее рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

Такая опосредованная психокоррекционная работа (через обучение родителей и педагогов) должна идти параллельно с непосредственным психокоррекционным воздействием психолога и ребенка.

Анализ современных подходов к организации психокоррекционного процесса с участием гиперактивных детей позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов. Так, наиболее полная схема психологической коррекции описана в работах Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной. Обобщенная система работы может включать следующие аспекты:

  1. Физическая реабилитация.
  2. Обучение навыкам саморегуляции.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Коррекция негативных эмоций.
  5. Развитие дефицитных функций в системе синдрома.

Физическая реабилитация  должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру. Важно указать на то, что мнение о необходимости больших физических нагрузок, якобы снимающих возбуждение детей, является ошибочным. Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной активности, являющейся симптомом усталости. Поэтому этим детям показаны физические упражнения аэробного характера, способствующие улучшению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, увеличению выносливости, в отличие от упражнений анаэробного типа, увеличивающих силу и объем мышц. Кроме того, таким детям лучше избегать игр с сильно выраженным эмоциональным компонентом. Полезными будут такие виды спорта, как бег трусцой, плавание, лыжи.

Обучение навыкам саморегуляции — это одно из самых трудных направлений коррекционной работы с гиперактивными детьми. Проблема состоит в том, что если ребенок, не страдающий, может отвлечься от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии, то для  гиперактивного ребенка раздражителем является буквально все. Поэтому он может пытаться делать одновременно несколько дел, прислушиваться к чужому разговору и т. д. В итоге ни одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда же и постоянное «перескакивание» с одного занятия на другое, невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное время. Здесь же кроется и причина неуклюжести таких детей, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, сталкиваются и натыкаются на мебель.

Этим и объясняется важность работы, направленной на развитие у этих детей умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.

Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых — это не наказание, а удовольствие. Этому  ребенку часто приходится слышать указания взрослых: «Лежи спокойно!», «Не вертись!», «Успокойся!», выполнение которых требует определенных волевых усилий. А именно с произвольностью и умением прикладывать усилия к достижению чего-либо.  Задача взрослого на этом этапе — добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.

Правила проведения таких занятий широко известны:

  1. Комната должна быть изолирована от посторонних шумов.
  2. В ход занятия не должны вмешиваться посторонние случайные люди.
  3. Температура в комнате должна быть средней.
  4. Дети должны располагаться в комнате так, чтобы не мешать друг другу.
  5. Место должно быть удобным, т. е. лучше детей расположить на спортивных матах.

С детьми дошкольного возраста более эффективно использовать медитативные сказки, которые позволяют в доступной детям форме достичь эффекта релаксации.

Развитие коммуникативных навыков  происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивидуальных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. После того как взрослый его сформулирует, ребенку предлагается повторить вслух сказанное. Наиболее адекватно в этот период использовать игротерапию. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в которых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.

Гиперактивных детей часто характеризуют как конфликтных, агрессивных. В большинстве случаев причиной такого поведения является незнание приемлемых способов выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием навыков самоконтроля.

Далее детей можно включать в подгрупповую работу. Лучше, если это будет группа из 2-3 человек, имеющих различные нарушения поведения. Не рекомендуется включать в подгруппу двух гиперактивных детей одновременно, так как работа будет, скорее всего, мало эффективной. На данном этапе необходимо продолжить расширять поведенческий репертуар. Подгрупповая работа поможет детям в ситуации непосредственного общения понять, как то или иное их действие влияет на состояние другого. В этом должно помочь ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.

Развитие коммуникативных навыков теснейшим образом связано с обучением навыкам саморегуляции и коррекции негативных эмоций. По существу, такое деление направлений работы очень условно, так как одно невозможно без другого. Работа в каждом из направлений должна вестись параллельно на фоне физической реабилитации после медикаментозного лечения в случае необходимости. Так, например, невозможно развивать навыки конструктивного общения без коррекции агрессивности и конфликтности. В рамках этого направления необходимо научить детей владеть собой, своими чувствами. С другой стороны, необходимо предоставить детям возможность отреагировать накопившиеся переживания, связанные с ограничениями и запретами. Это позволит ребенку переориентироваться с чувства постоянной неудовлетворенности собой (часто насаждаемой ему окружающими) на позитивное самовосприятие и построение эффективного взаимодействия с миром.

В этом направлении можно использовать элементы пескотерапии, позволяющей в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим.

Кроме того, можно использовать такие игры, как детский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подушку-Бобо. Все они помогают снять агрессивность посредством ее активного выражения в действии (что запрещается ребенку в повседневной жизни).

Развитие дёфицитарных функций в системе синдрома имеет своей целью компенсацию нарушенных функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения. Е. К. Лютова и Г. Б. Монина  рекомендуют основываться на четкой поэтапности. Например, если начинать с развития устойчивости внимания, умения произвольно его переключать, то переходить к развитию другого качества следует только после достижения устойчивого положительного эффекта. Затем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сразу двух функций, например умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведения. В книге Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной  представлен комплекс таких игр. Например, игра «Археология» развивает мышечный контроль. Игровая задача ребенка — аккуратно раскопать свою руку, опущенную в песок или крупу. Игра «Пожалуйста» направлена на преодоление двигательного автоматизма и развитие умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Она носит групповой характер. Ее содержание состоит в том, что ведущий предлагает стоящим в кругу детям повторять за ним движения, но не любые, а только те, которые будут сопровождаться словом «пожалуйста».

А. Л. Сиротюк  предлагает программу нейропсихологической коррекции гиперактивных детей. Автор разработала комплексное решение данной проблемы. В программу включен целый ряд упражнений, развивающих нарушенные функции:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения для языка и мышц челюсти;
  • растяжки;
  • глазодвигательные упражнения;
  • перекрестные телесные упражнения;
  • телесные упражнения и т. д.

Автор выделяет несколько условий, следование которым при организации групповых занятий с детьми будет способствовать формированию произвольности:

  • четко повторяющаяся структура занятий и неизменное расположение предметов в комнате, в которой они проводятся;
  • четкое соблюдение правил, ритуалов и регламента, неукоснительное следование им;
  • поочередное назначение лидером каждого ребенка, что способствует повышению его авторитета, а следовательно, необходимости произвольной регуляции своего поведения и контроля над происходящим вокруг.

Предлагаемые рекомендации по оказанию генеративным детям психологической помощи носят общий характер, обозначают необходимые направления, способы и приемы. В каждом конкретном случае они должны быть систематизированы специалистом для оказания помощи ребенку и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель поддержки специалистов Консультационных центров с использованием дистанционного ресурса ВИТА: взаимодействие, информирование, тиражирование, актуальность».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №143 Невского района Санкт-ПетербургаКонсультационный центр МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  «Модель под...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель поддержки специалистов Консультационных центров с использованием дистанционного ресурса ВИТА: взаимодействие, информирование, тиражирование, актуальность».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №143 Невского района Санкт-ПетербургаКонсультационный центр МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  «Модель под...


 

Комментарии

Антонова Ольга Тарасовна

Ваша пошаговая модель работы с гиперактивными детьми действительно имеет практическое значение. Важно также отметить, что полезна для ребенка будет и медикаментозная поддержка, назначенная врачом невропатологом. Только в тесном сотрудничестве с родителями, врачами, педагогами и психологами можно оказывать действительную помощь детям с диагнозом "гиперактивность". Материал в публикации будет полезен родителям, воспитателям и специалистам. Спасибо за публикацию.