Конспект комплексной НОД по речевому и познавательному развитию в логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Лускова Светлана Михайловна

Цель: выявить знания детей о сезонных изменениях в природе ранней

          весной, последовательности весенних месяцев, перелётных и  

          зимующих птицах, особенностях их внешнего вида, характерных

          признаках поведения; закрепить знания детей о первоцветах,

          умение различать и называть их.

          Продолжать активизировать лексический словарь детей  по

          данным темам; развивать умение детей составлять

          описательный рассказ о марте по опорным  картинкам-схемам;

          продолжать упражнять в подборе глаголов и  относительных

          прилагательных к заданному существительному, в составлении

          предложений с заданным словом; продолжать формировать

          представление о родственных словах; развивать монологическую 

          речь; воспитывать умение детей слушать рассказы друг друга;

          развивать внимание, умение обосновывать своё мнение.

Материал: м/ф «Апрель» из цикла «Уроки тётушки Совы»; набор

          опорных картинок-схем для составления описательного рассказа;

          картинки с изображением перелётных и зимующих птиц; набор

          картинок родственных слов; набор картинок первоцветов.

Использование СОТ: мультимедиа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в логопедической группе

Цель: выявить знания детей о сезонных изменениях в природе ранней

          весной, последовательности весенних месяцев, перелётных и  

          зимующих птицах, особенностях их внешнего вида, характерных

          признаках поведения; закрепить знания детей о первоцветах,

          умение различать и называть их.

          Продолжать активизировать лексический словарь детей  по

          данным темам; развивать умение детей составлять

          описательный рассказ о марте по опорным  картинкам-схемам;

          продолжать упражнять в подборе глаголов и  относительных

          прилагательных к заданному существительному, в составлении

          предложений с заданным словом; продолжать формировать

          представление о родственных словах; развивать монологическую  

          речь; воспитывать умение детей слушать рассказы друг друга;

          развивать внимание, умение обосновывать своё мнение.

Материал: м/ф «Апрель» из цикла «Уроки тётушки Совы»; набор

          опорных картинок-схем для составления описательного рассказа;

          картинки с изображением перелётных и зимующих птиц; набор

          картинок родственных слов; набор картинок первоцветов.

Использование СОТ: мультимедиа.

                                           Ход занятия

В: Ребята, сегодня у нас с вами очередной урок тётушки Совы. Слушайте

     внимательно.

Воспитатель включает м/фильм про апрель из цикла «Уроки тётушки Совы: Времена года» (до «Давайте вспомним предыдущий урок про месяц март»). Пауза.

В: Рассказать, каким был март, нам помогут вот эти картинки-схемы.

Д/игра «Расскажи о марте» (составление предложений и рассказа по опорным картинкам-схемам).

В: А сейчас проверим, правильно ли мы ответили, прослушав рассказ

     тётушки Совы о марте.

Воспитатель включает м/фильм (до «…одна из  народных примет»).

В: Ребята, а каких перелётных птиц вы знаете? Ответы детей.

Д/игра «Узнай птицу» (Н.Н.Рыжова. «Развитие речи в д/саду», с.366)

Ответы детей сопровождаются показом картинок слов-отгадок.

В: Все ли птицы перелётные? Назовите перелётных, зимующих?

Д/игра «Кто как говорит?» (Лексика, с.179):

               Ласточка щебечет;

               соловей…(поёт, заливается, свистит, щёлкает);

               журавль…(курлычет);

               кукушка…(кукует);

               жаворонок…(звенит);

               воробей…(чирикает);

               ворона…(каркает);

              сорока…(стрекочет);

              синица…(тенькает).

В: Ребята, предлагаю вам отдохнуть в образе грачей, полетели на ковёр.

Физкультминутка «Грачи прилетели» (Н.Н.Рыжова. «Развитие речи в д/саду», с.360):

              Как-то раннею весной, на опушке на лесной

              Появилась стая птиц:

              Не скворцы и не синицы, а большущие грачи

              Цвета чёрного, как ночь.

              Разбежались по опушке, прыг-скок, крак-крак!

             Тут жучок, там червячок, крак-крак-крак!

В: Ребята, мы с вами сегодня говорим о весне. А у этого слова много

             слов-родственников. А какие это слова, вы узнаете, ответив на

            мои вопросы (В.Сухарь. «Планирование работы по сферам

            жизнедеятельности детей 5-6 лет: Весна» с.78):

Какая сейчас пора года? (Весна).

Начался апрель – месяц какой? (Весенний).

Как называется наш детский сад? («Веснянка»).

Как мы называем рыжие крапинки, которые появляются у деток на

            щёчках и носике с приходом весны? (Веснушки).

Ответы детей сопровождаются показом картинок слов-ответов.

В: Кто может повторить слова-ответы? Предлагаю придумать предложение с одним их этих слов.

Д/игра «Составь предложение» (В.Сухарь. «Планирование работы по

сферам жизнедеятельности детей 5-6 лет: Весна» с.78)

В: Ребята, давайте ещё поиграем в игру «Какое слово лишнее и почему?»:

Весна, весенний, весло, «Веснянка».

Март, мартовский, Марина, Марта.

Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

Март, апрель, весна, май.

Зима, весна, март, лето.

Мама, соседка, бабушка, дочка.

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

В: Я приготовила для вас, ребята, картинки весенних цветов. Назовите их.

     Как назвать их одним словом? Почему их так называют?

Д/игра «Какие цветы у….?» (Лексика, с.147):

               Подснежника – белые, овальные, нежные, первые;

               примулы – жёлтые, сиреневые, круглые, резные, красивые;

               фиалки – фиолетовые, душистые, маленькие;

               нарцисса – ярко-жёлтые, ароматные, вытянутые, резные.

В: Предлагаю вам, ребята, придумать рассказ об одном из первоцветов.

    Я буду вам помогать – описывать свой цветок, а вы – свой.

Д/игра «Отгадай первоцвет по описанию» (В.Сухарь. «Планирование работы по сферам жизнедеятельности детей 5-6 лет: Весна» с.89)

В: Может кто-то из вас сможет составить свой рассказ без моей помощи?

     А мы внимательно послушаем.

Самостоятельное составление описательного рассказа о первоцвете.

В: Я предлагаю вам, ребята, посмотреть дальше урок тётушки Совы.

Воспитатель включает м/ф (после м/ф о марте, с «… а теперь пришла пора познакомиться со вторым месяцем весны»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому и познавательному развитию с использованием СОТ в логопедической группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, математике и ознакомлению с природой с использованием средств мультимедиа и элементов сказкотерапии по сказке "Колобок" в логопе...

Конспект комплексной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 2 младшей группы. Тема: «В гости к бабушке в деревню».

Закрепить и обобщить первоначальные знания о домашних животных.Уточнить представления о домашних животных, их внешнем виде, повадках,  питании, значении для человека.Развивать...

ИТОГОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ ЗНАНИЙ».

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы . Занятие проводится в конце учебного года, когда сформированны знания и навыки по учебной программе. Задания п...

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: В поисках сокровищ

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и позновательному развитию в подготовительной группе...

План-конспект проведения непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе «Радуга»

Конспект НОД по познавательному развитию разработан для проведения с детьми логопедической группы. Основная задача НОД: систематизировать знания о характерных признаках весны. В НОД используются здоро...

Конспект занятия по познавательному развитию в логопедической группе «Аквариумные рыбки»

Целиразвитие связной речиразвитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слухаразвитие общей, мелкой и артикуляционной моторикиактивизация познавательной деятельностисовершенствован...

Конспект комплексного занятия «Пожарная безопасность» (Познавательное развитие) Подготовительная группа Воспитатель: И. Н. Кобзарева МБДОУ №121 г. Ростова - на - Дону Реализация содержания программы в образовательных областях: «Позна

Конспект комплексного занятия «Пожарная безопасность» (Познавательное развитие) Подготовительная группа Воспитатель: И. Н. Кобзарева МБДОУ №121 г. Ростова - на - Дону ...